Понятие и процессуальная модель мониторинга динамики результатов учебной деятельности студентов
Для получения наиболее высокого результата учебной деятельности целесообразно систематически выявлять степень соответствия образовательного процесса критериям качества, чему способствует отслеживание и учет учебных достижений обучающихся.
Мы придерживаемся позиции Н.Е. Бершадского и В.В. Гузеева, что контроль, отслеживание, учет и анализ, иначе мониторинг, «есть система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которые позволяют судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивать необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений направленных на достижение заданных целей развития объекта».
При этом мониторинг результатов учебной деятельности включает анализ и характеристику динамики, что позволяет наблюдать, корректировать и прогнозировать продвижение каждого студента в его познании.
Мониторинг результатов учебной деятельности студентов как процесс связан с определением: цели; участников и характера их деятельности, результаты которой отслеживаются; методов, форм и средств, гарантирующих объективную оценку.
Основной целью мониторинга результатов учебной деятельности студентов является отслеживание, оценка и анализ динамики результатов учебной деятельности. В учреждении высшего образования мониторинг может рассматриваться как инструмент определения эффективности учебной деятельности студентов.
Мониторинг результатов учебной деятельности студентов обеспечивает решение следующих задач:
- выявление актуального уровня подготовки студентов по учебной дисциплине;
- установление характера динамики учебных достижений студентов при изучении данной дисциплины;
- прогнозирование уровня учебных достижений при изучении данной или смежных учебных дисциплин;
- определение существующих содержательных и методических проблем преподавания рассматриваемой учебной дисциплины.
Для осуществления мониторинга результатов учебной деятельности студентов нами создана процессуальная модель, которая состоит из пяти последовательно связанных компонентов: организационного, эмпирического, аналитического, демонстрационного и коррекционного. Этот процесс предполагает долгосрочное наблюдение, накопление и систематизацию данных.
Рассмотрим более подробно каждый из компонентов предложенной процессуальной модели.
Организационный компонент включает:
- определение объекта и предмета мониторинга, а также выбор соответствующего инструментария (пакет измерителей, при помощи которых будет происходить сбор информации: анкеты, комплекты тестовых заданий, диагностические опросники, шкалы измерения;
- программные средства математической обработки информации) и сроков проведения.
Эмпирический компонент предполагает сбор информации о студенте с использованием таких методов, как: работа с
предоставленными при поступлении в учреждение высшего образования документами, наблюдение, анкетирование, собеседование и других.
Эмпирический компонент также направлен на определение, насколько качественно организована учебная деятельность студента и является ли она эффективной. Для решения данной задачи целесообразно осуществить дополнительное контрольное мероприятие.
Аналитический компонент рассматриваемой модели обеспечивает обработку, систематизацию и анализ полученной
информации, а также на её основе:
- определение актуальных проблем изучения учебной дисциплины для данного контингента студентов;
- разработку рекомендаций, позволяющих корректировать целевые установки, структуру содержания обучения, выбор дидактических материалов и методики обучения для повышения качества образования студентов;
- прогнозирование учебных достижений студентов в процессе изучения данной или смежной дисциплины;
- создание банка данных для получения возможности осуществления сравнительного анализа при определении эффективности методики обучения, дидактических средств.
Демонстрационный компонент обеспечивает предъявление полученной и обработанной информации заинтересованным лицам:
- на кафедру, в деканат соответствующего факультета университета с целью использования её для повышения качества организации образовательного процесса студентов;
- на кафедры для совершенствования методического инструментария преподаваемой дисциплины (методы и средства обучения) и коррекции содержания;
- собственно студентам для осознанного управления своей учебной деятельностью.
На основании полученных сведений и рекомендаций на факультетах организуется коррекционная работа по устранению выявленных недостатков образовательного процесса.
- Компоненты системы методического сопровождения
- Блоки учебно-практического комплекса
- Реализация модульно-компетентностного обучения
- Принципы модульно-компетентностного обучения
- Сущность модульно-компетентностного обучения
- Функции и особенности превентивной деятельности
- Интерпретационный этап разработки теста
- Стандартизационный и аналитический этап разработки теста
- Конструирование измерителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу