Реализация модульно-компетентностного обучения

Реализация модульно-компетентностного обучения предусматривает определение требований и этапов работы с модулем, обеспечивающие эффективное формирование компетенций.

К основным этапам работы с модулем следует отнести:

  • мотивацию учебной деятельности, целевую установку;
  • ознакомление с задачами изучения модуля;
  • изучение учебной информации;
  • подготовку к лабораторной работе;
  • выполнение виртуального эксперимента;
  • входной контроль обучающихся;
  • применение знаний, формирование компетенции;
  • диагностику уровня сформированности компетенции и коррекция;
  • рефлексию хода и результатов учебной деятельности.

На всех этапах работы с модулем как в аудитории, так и вне аудитории у студентов могут возникнуть затруднения. Для их оперативного разрешения важно, чтобы у каждого обучающегося была возможность обратиться к педагогу за консультацией в традиционном режиме, а также в онлайн- и офлайн-режимах.

Консультационная деятельность в режиме онлайн заключается в осуществлении коллективной и индивидуальной форм коммуникации посредством одновременного присутствия в сети студентов и преподавателя, например, в чатах и на форумах.

Офлайн-консультации проводятся, например, при помощи электронной почты. Такая организация обратной связи способствует конструктивному взаимодействию преподавателя и студентов в рамках изучения модуля.

В процессе достижения целей модульно-компетентностного обучения необходимо сочетать различные формы организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, групповая), что позволяет максимально использовать преимущества каждой из форм в отдельности на всех этапах учебного занятия. Следовательно, будет обеспечено эффективное взаимодействие педагога и студентов, что повысит качество усвоения
учебного материала и способов деятельности.

В современных условиях важно в процессе обучения обеспечить развитие самоорганизации и самоуправления (максимальную познавательную активность и самостоятельность в получении знаний и умений) у обучающихся.

Для этого предлагается применение активных и интерактивных методов обучения: беседы в рамках индивидуальных консультаций в offline и online режимах, коллоквиум, проблемная лекция, обсуждение, выполнение учебных заданий, решение тестовых заданий, работа с эталонами, рефлексивная беседа, работа с рефлексивными карточками, экспресс-опрос, деловая игра, мозговой штурм, кейс-метод, интерактивная лекция с применением мультимедийных технологий обучения.

Оптимальными средствами обучения при модульно-компетентностном обучении являются как традиционные
(учебные пособия, методические рекомендации для преподавателя, видео учебно-информационные материалы, лабораторные практикумы и другие), так и инновационные: информационно-коммуникационные технологии, виртуальный лабораторный практикум, электронные учебные издания (электронный учебник), компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах, средства обучения на основе компьютерных образовательных сред, средства обучения на основе виртуальной реальности (виртуальные лаборатории).

Наиболее интересным при подготовке специалистов технического профиля является использование виртуальной лаборатории.

Традиционная форма проведения лабораторных работ морально устаревает, так как выполнение учебных экспериментов на стендовых установках является наиболее дорогостоящим видом учебных занятий (затраты могут составлять до 80 % всех затрат на подготовку специалистов).

Значимой проблемой является своевременное обновление учебно-лабораторного оборудования до уровня, соответствующего современным производственным технология.

Поэтому, для повышения эффективности подготовки специалистов в учреждениях высшего образования предлагается разработка и внедрение в образовательный процесс виртуальных лабораторий, которые позволяют выполнять интерактивные лабораторные работы как в трехмерном, так и в двумерном пространстве.

Среди преимуществ виртуальных лабораторий перед другими средствами обучения можно выделить следующие:

  • высокий уровень безопасности при выполнении лабораторных работ;
  • наличие более широкого диапазона исследуемых элементов;
  • существенное расширение разнообразия режимов работы исследуемых устройств;
  • возможность выполнения лабораторных работ на неограниченном количестве рабочих мест без дополнительных затрат на создание лабораторных установок;
  • допустимость исследования аварийных режимов без ущерба для оборудования (возможность моделирования процессов, протекание которых невозможно в условиях учебных лабораторий);
  • организация эффективной управляемой самостоятельной деятельности студентов;
  • погружение обучающихся в условия близкие к их профессиональной сфере, что способствует приобретению и накоплению обучающимися опыта в решении задач профессиональной направленности;
  • возможность использования в дистанционном обучении.

Выполнение виртуальных экспериментов обеспечивает идентичность визуального восприятия информации на экране монитора по отношению к физической лабораторной установке, с одной стороны, за счет моделирования различных устройств и визуализации результатов в виде осциллограмм, графиков, характеристик, показаний виртуальных приборов, что способствует лучшему пониманию принципов функционирования реальных объектов или явлений.

С другой стороны, с помощью дополнения и расширения реальных физических экспериментов виртуальными, которые позволяют исследовать аварийные режимы, недопустимые при натурных испытаниях устройств, замедлить или ускорить развитие исследуемых процессов, что позволяет более глубоко усвоить их сущность.

Внедрение в образовательный процесс подготовки специалистов виртуальных лабораторий по учебным дисциплинам создает условия для активизации самостоятельной деятельности студентов, раскрытия профессионально-творческого потенциала личности, приобретения опыта творческой практической деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)