Юридические аспекты организации медиа-бизнеса
Действительно результативным процесс производства массово-информационной продукции может быть в том случае, если редакционный коллективо-сведомлено подлинном объеме своих полномочий на этапах сбора, обработки сведений и передачи новостей, а руководство издания имеет четкое представление о юридических аспектах деятельности медиапредприятия.
Иначе дело обстоит с сотрудниками, находящимися в статусе стажеров (практикантов). На эту категорию сотрудников профессиональный статус журналиста и связанные с этим права и обязанности накладываются только на период выполнения ими редакционного задания.
Штатным или внештатным сотрудником редакции СМИ может стать человек, не располагающий профильным журналистским образованием, не имеющий опыта работы, не состоящий в профессиональных или творческих союзах. Открытость профессии выражается в том, что никакие социальные, профессиональные, демографические и иные характеристики не могут служить основанием для непризнания человека журналистом.
Итак, журналист по профилю своей деятельности наделяется особым статусом, который предоставляет ему право получать без ограничения доступ к любой открытой и общедоступной информации – о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, потребностях населения, состоянии экономики, нормативно-правовых актах, чрезвычайных ситуациях, о состоянии среды обитания человека, метеорологической и санитарно-эпидемиологической обстановке и любых других сведениях, прямо относящихся к зоне особого общественного внимания и контроля, необходимых для реализации гражданами своих прав и законных интересов.
И никакая инстанция или должностное лицо не имеют права воспрепятствовать журналисту в получении им законным способом открытых и общедоступных сведений. Иначе обстоит дело с информацией, относящейся к государственной, военной или иной тайне, особо охраняемой законом. Доступ к подобного рода информации является закрытым.
В группу сведений с ограниченным доступом входит и так называемая конфиденциальная информация, которая связана с необходимостью соблюдения прав и интересов лиц, являющихся владельцами или источниками этих сведений. Что касается полномочий журналиста на этапе передачи информации, то распространение им сведений любым законным способом, не связанным с нарушением авторских, издательских или иных прав, считается допустимым.
Однако и из общего правила есть исключения. Таковым, например, может считаться право на неприкосновенность внешнего облика физического лица без его на то добровольного согласия. Если человек по каким-то причинам отказывается от фиксации на любые виды носителей (фотоаппарат, телевизионная камера) своего внешнего облика, дальнейшего его обнародования, тиражирования, распространения в СМИ, журналисты обязаны подчиниться этому запрету.
Далеко не все происходящие в социуме мероприятия, входящие в зону информационных поводов журналистики, реализуются в режиме открытого доступа для сотрудников всех без исключения средств массовой информации.
Разрешение осуществлять журналистскую деятельность в ходе конкретного мероприятия может быть получено в результате участия сотрудника редакции в процедуре аккредитации. Целью аккредитации как процесса оказывается пропустить на мероприятие именно журналистов, в отдельных случаях – только сотрудников специализированных СМИ.
Оформляя своего представителя при аккредитовавшем органе, редакция фактически получает возможность присутствовать на конференциях, совещаниях и иных мероприятиях, осуществлять аудио-видеосъемку и фотофиксацию происходящего с целью выпуска в свет / в эфир полученных сведений и последующего распространения эксклюзивной информации.
Журналист лишается аккредитации в случае своего увольнения из штата редакции, замены одного корреспондента другим либо, если СМИ, которое он представляет, прекращает свою деятельность. Однако по закону лишение аккредитации или же отказ в аккредитации могут быть обжалованы в судебной инстанции. Если суд признает оспариваемое действие незаконным, он выносит решение о необходимости устранить нарушение и возместить средству массовой информации убытки, включая неполученные им на период вынужденного «простоя» доходы.
В отличие от журналистов как физических лиц, задействованных в процессе производства медиапродукции, редакции как юридические лица наделяются законом дополнительным набором полномочий, главное из которых связано с получением и запросом информации. Редакции СМИ имеют право запрашивать сведения о деятельности государственных органов, общественных организаций, их должностных лиц информацию без обоснования необходимости ее получения.
Если редакция СМИ запрашивает информацию, которая не может быть представлена в 7-дневный срок, принимается решение об отсрочке в предоставлении информации. В таком случае организация обязана вручить представителю редакции уведомление с указанием причины и фамилии лица, принявшего решение об отсрочке.
В запрашиваемой информации отказывается, если она составляет государственную, военную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. За необоснованный отказ в предоставлении данных или намеренную передачу неверной информации должностные лица несут ответственность.
Однако, несмотря на указанные случаи отказа или отсрочки, по рассмотрении редакционного запроса, как правило, выносится решение в предоставлении редакции СМИ запрашиваемой информации.
Как видим, журналистам и руководителям СМИ присуща расширенная группа правомочий. Однако для полноценной организации медиа-бизнеса, ставящей своей целью не только получение прибыли, но и сохранение и улучшение деловой репутации на рынке медиа-индустрии, объем прав должен адекватно соотносится всеми субъектами массово-информационного процесса с обязанностями и ответственностью за их невыполнение.
Поэтому редакции обязаны четко выполнять требования по оформлению выходных сведений, опубликованию обязательных сообщений, предоставлению бесплатных экземпляров своих изданий, хранению материалов, а журналисты – проверять достоверность сообщаемой информации, ставить в известность граждан и должностных лиц о проведении съемки, соблюдать редакционный устав и т.д.
- Авторское право в медиаиндустрии
- Классификация договоров в авторском праве
- Содержание интеллектуальных прав
- Субъекты и объекты авторских правоотношений
- Нормативно-правовое регулирование деятельности СМИ
- Способы восстановления редакциями СМИ нарушенных прав граждан и организаций
- Правовая культура журналиста как основа информационных отношений
- Получение и использование сведений в массово-информационных целях
- Правоотношения в системе производства медиапродукции
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу