Выработка миссии, видения, целей и задач проекта

Прежде чем команда проекта приступит к работе, каждый ее член должен понять, к чему она движется. Для определения этой точки назначения обычно используются термины «миссия», «видение», «цели» и «задачи».

Проекты имеют склонность рассыпаться еще на этой начальной стадии, потому что каждый их участник воспринимает как само собой разумеющееся, что «все знают, в чем состоит наша миссия».

Формулирование проблемы. Каждый проект решает какую-то проблему, однако этап ее формулирования нередко пропускается. Это большая ошибка. От того, как вы сформулируете проблему, зависит то, как вы будете ее решать, так что правильное формулирование имеет жизненно важное значение.

Например, очень часто проблема формулируется в терминах ее решения: «У меня
проблема. Моя машина сломалась, и теперь мне не на чем ездить на работу. Как мне починить машину, когда у меня нет на это денег?» По существу, проблема сформулирована в виде вопроса «Как отремонтировать машину?».

Настоящая же проблема состоит в том, что человеку не на чем ездить на работу. Или он
по крайней мере так говорит. Но разве он не может воспользоваться автобусом, как коллега, или велосипедом, пока его машину не починят? Конечно, отсутствие денег на ремонт машины — тоже проблема. Однако важно проводить грань между проблемами базовыми и вторичными.

Однажды я слышал, как менеджер по продажам укорял молодого продавца: «Компания потратила такие деньги на разработку нового продукта, а никто из вас его не продает. Если продаж так и не будет, я найду тех, кто сможет их делать!»

Понятно, как он определил для себя проблему: у него есть группа продавцов, которые не умеют продавать. Однако поскольку товар не может продать ни один из продавцов, я уверен, что менеджер неправ. Что-то не так с самим товаром, или рынком, или у них слишком сильная конкуренция. Маловероятно, что все продавцы плохие!

Тем не менее этот менеджер определил проблему как проблему с персоналом, и она, по его мнению, должна решаться именно таким образом. Но, даже заменив всех продавцов, он останется с той же проблемой, потому что не устранил основную причину сложившейся ситуации.

Иногда проблему определяют в качестве цели. Однако сама по себе цель не является проблемой. Проблемы возникают тогда, когда на пути достижения цели возникают препятствия. Если проблему определить таким образом, то решение состоит в том, чтобы справиться с препятствиями: преодолеть, либо обойти, либо убрать с дороги.

Путаница в терминах. Предположим, кто-то говорит вам, что он нашел работу в другом городе и собирается туда переехать. Этот человек сразу понимает, что нужно найти жилье.

И он говорит:
— У меня проблема. Я должен найти жилье. Вы спрашиваете, какова его миссия.
— Найти жилье, — отвечает он.
— А как насчет видения?
— Иметь жилье, — отвечает он, слегка сконфуженный.

Неудивительно, что он сконфужен. Ведь все три его заявления очень похожи! И для того чтобы решить свою проблему, он должен установить различия между ними.
Помните, что проблема — это разрыв, это пустота. Предположим, что мы спросим этого человека, где бы он хотел быть, когда его проблема решится.

— В своем жилье в новом городе, — ответил бы он.
— А что сейчас? — спросите вы.
— Сейчас у меня жилья нет, — скажет он.

Таким образом, разрыв состоит в наличии или отсутствии жилья. Это можно сформулировать очень просто: «У меня нет жилья». Это и есть та проблема, которую человек пытается решить.

Но подойдет ли ему любое жилье? Конечно, нет. Он не хочет жить под мостом, хотя бездомные там иногда живут. Поэтому на вопрос «А какое жилье вы ищете?» этот человек ответит: «Три спальни, дом определенных размеров и в моем любимом стиле». Это его видение пространства, в котором он хочет жить. И когда человек найдет дом, который близок к этой картине, он сочтет, что добрался до желаемой точки. Это функция видения: оно определяет воображаемый результат.

Следовательно, миссия человека состоит в том, чтобы найти жилье, которое совпало бы с его видением. Иными словами, миссия проекта — достичь того, что представляет собой его видение. Таким образом, миссия решает поставленную проблему. Графически это изображено на рис. 5.1: обратите внимание, что видение решения проблемы изложено
в колонке «Обязательно должно быть», а также в колонках «Хотелось бы» и «Хорошо бы».

Реальный мир. Теперь мы представляем себе различия между миссией, видением и проблемой. Однако в реальной жизни они никогда не располагаются в таком порядке. Ваш руководитель или спонсор проекта говорят: «Вот ваша миссия (или общая задача)», — и ни слова о проблеме.

Возможно, в ходе обсуждения вы услышите что-то о желаемых результатах (их видение), но изложено это будет чрезвычайно схематично. Так что первое по порядку дело любого руководителя проекта — облечь услышанное в форму, которую воспримет каждый.

А вот главный «политический» казус, с которым вы можете столкнуться: спонсор проекта вооружил вас миссией (общей задачей), основанной на его собственном определении проблемы, которая должна быть решена. А это определение может быть неправильным, и вам придется противостоять ему. Иначе вы потратите много денег организации только для того, чтобы понять, что вы разработали правильное решение для неправильно сформулированной проблемы.

Реальная миссия для любого проекта. Итак, миссия нужна, чтобы достичь видения. Добавлю, что то видение, которого вы только пытаетесь достичь, уже есть у вашего клиента и вы должны удовлетворить его потребности. Это главная задача. Вы можете руководствоваться мотивом извлечения прибыли, но ваша миссия всегда в том, чтобы соответствовать запросам клиента.

Естественно, вы должны знать эти запросы. Иногда это нелегко, потому что потребители сами не всегда ясно представляют, чего хотят; поэтому вы должны стараться правильно интерпретировать суть их потребностей. Лучшей вашей гарантией при этом будет вовлечение заинтересованных сторон в проект от этапа выработки его концепции до этапа закрытия. Это позволит контролировать, все ли действия по проекту дают желаемый результат.

Миссию проекта можно записать, дав ответ на два вопроса:

  1. Что мы собираемся делать?
  2. Для кого мы собираемся это делать?

Можно еще сформулировать, как именно вы собираетесь удовлетворять потребности клиентов или заказчиков. Однако это не должно входить в постановку задачи. Она включает в себя то, что вы будете делать. Как — это вопрос стратегии проекта, и он разрабатывается и формулируется отдельно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)