Возникновение и развитие идеи правового государства

Человечество с глубокой древности искало идеал общества, которое соответствовало бы представлениям людей о справедливом устройстве государственной жизни. Первые попытки связывались с поисками противовеса деспотизму монархов, а в республиках — с размышлениями о более совершенных и справедливых формах организации общества.

Государство должно быть ограничено правом, и тогда его можно назвать справедливым — так считали Аристотель (384—322 до н. э.) и Цицерон (106—43 до н. э.). В Средневековье к идее справедливости добавляется требование равенства. Эти исходные категории человеческого существования, как предполагалось, в целом позволяли обеспечивать права и свободы человека.

Государственно правовые взгляды и идеи передовых мыслителей того времени стали первоосновой последующего развития гуманистических взглядов и идей, составивших фундамент теории правового государства. Очень многое для развития теории правового государства было сделано мыслителями XVII—XX вв. Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескьё, Б. Спинозой, а также нашими соотечественниками Б. Н. Чичериным, Б. А. Кистяковским, П. И. Новгородцевым и др.

Голландский юрист, социолог и государственный деятель Г. Гроций (1583—1645) в труде «О праве войны и мира» заложил теоретические основы формирования международных отношений на основе права и справедливости, а не силы, что для того времени было ошеломляюще новой и смелой идеей.

Английские философы Т. Гоббс (1588—1679) и Дж. Локк (1632—1704), французский правовед и философ Ш. Монтескьё (1689—1775) обосновали концепцию разделения властей, успешно реализованную при образовании США. Французские философы Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—1789), К. Гельвеций (1715—1771), Ж. Ж. Руссо (1721—1778) разработали теорию естественных прав (люди рождаются свободными и равноправными, государство создается путем общественного договора и должно защищать людей, делегировавших ему часть своих правомочий).

Ж. Ж. Руссо по этому поводу заметил: если есть какое либо средство искоренить зло в обществе, то оно состоит в том, чтобы заменить человека законом.

Философские основы теории правового государства развивались в XIX в. в Германии. И. Кант (1724—1804) обосновал исходный нравственный принцип, получивший название «категорический императив»: поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства. Он неоднократно указывал на необходимость для государства опираться на право.

Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, что сам народ не может решить относительно самого себя.

Г. Гегель (1770—1831) разработал критерии различения гражданского общества и государства, где гражданское общество понималось как сфера социально экономическая (семья, отдельные группы и слои людей, их саморегулирующиеся отношения), а государство — как сфера политическая. Этот подход является основным и в настоящее время.

Кант и Гегель разработали идею правового государства, хотя сами его так еще не называли. Термин «правовое государство» заимствован из трудов немецких юристов начала XIX в. К. Т. Велькера и Р. Моля. В англоязычной литературе подобный термин не используется, вместо этого говорят о «правлении права».

Впоследствии идея правового государства была развита в произведениях современных зарубежных и отечественных юристов, политологов и социологов. В прямой или косвенной форме она закрепляется в конституциях или текущем законодательстве целого ряда государств.

Идея правового государства прямо закреплена, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1, что Испания — «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм».

В Основном законе ФРГ 1949 г. в ст. 20 и 28 прокламируется, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» и «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона».

Конституция РФ в ст. 1 утверждает в России «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

Таким образом, теория правового государства всегда отражала общечеловеческие идеалы, являясь не только одной из высших социальных ценностей, утверждающей гуманистические начала в общественной и государственной жизни, но и политико правовым средством, призванным практически обеспечить защиту прав и свобод, чести и достоинства личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)