Виды педагогической деятельности

Если задуматься над особенностями труда педагогов, нельзя не обратить внимания на многообразный характер педагогической активности. Наиболее ярко проявляется внешняя, предметно направленная активность преподавателя. Она требует от него определенных локальных умений и навыков, таких как владение каллиграфией, выразительным чтением, искусством оформления доски, умение работать с техническими средствами, демонстрировать спортивные упражнения и др.

Достаточно очевидны такие формы проявления межличностной, коммуникативной активности, без которой в образовательном процессе невозможно организовать педагогическое общение. Менее заметна мыслительная, когнитивная активность носителя педагогической профессии, косвенно проявляющаяся в логике структурирования материала, стиле мышления педагога, модальности восприятия информации.

И почти не видна стороннему наблюдателю внутренняя активность, требующая душевных усилий, направленных На другого человека (забота, помощь, внимание к ребенку). Все эти многообразные направления активности воплощаются в различных видах профессионально-педагогической деятельности.

«Классическими», основными (базовыми) видами профессионально-педагогической деятельности можно считать воспитание, преподавание, научение, педагогическое общение. Их функциональным назначением является развитие человеческого качества. Механизмы этих видов педагогической деятельности природно обусловлены.

В основе их действия заложены базовые человеческие потребности в получении новой информации, эмоциональном контакте в сочетании с адаптивными способностями, способностью подражать. Так, результатами научения и преподавания являются знания, умения, навыки, опыт деятельности, а результатами воспитательной деятельности — изменения в системе ценностей, смыслов, установок, отношений, способах поведения.

В общении развивается способность к эмпатии, сопереживанию, формируется опыт пребывания в составе совокупного субъекта, происходит культурная идентификация. Одним из назначений и возможных результатов обучения и воспитания является социализация как социально-педагогический механизм адаптации человека к конкретному историческому со-
циальному контексту.

В реальной практике этот контекст может оказаться достаточно жестоким и антигуманным, что требует специальной педагогической инструментовки. Осознание данного противоречия педагогическим сообществом ведет к появлению дополнительных видов профессиональной деятельности и введению в научный обиход соответствующих им понятий, таких как педагогическая поддержка, коррекция, различные виды сопровождения и консультирования, выполняющих по отношению к развитию охранительную и компенсирующую функции.

В общей логике рациональной организации педагогической деятельности профессионалу оказываются необходимыми такие виды деятельности, как диагностическая, организационная, методическая, информационная, коммуникативная, оценочная, рефлексивная и некоторые другие.

На разных этапах образовательного процесса при решении вариативных педагогических задач они обеспечивают реализацию функций педагогического труда во всем их многообразии и полноте. Среди разновидностей деятельности, опыт которых изначально сформировался вне педагогической сферы, но впоследствии стал широко использоваться в образовании, отметим педагогическое моделирование и проектирование, педагогический менеджмент, имитационное моделирование.

Они имеют интегративную, междисциплинарную основу, связанную со стремлением человека привлечь к преобразованию, исправлению окружающей социально-образовательной ситуации дополнительные общенаучные и общетехнические ресурсы.

В обилии понятий, используемых педагогическим сообществом для определения профессиональной деятельности, заключена возможность отражения разной степени активности влияния на процесс становления человека: от достаточно жесткой детерминации при формировании и социализации — через гибкость и «мягкость» поддержки и сопровождения — к автономии самовоспитания и самообразования.

От того, какие виды деятельности составляют реальное содержание работы педагога, во многом зависит полнота реализации внутренних задатков и способностей человека, с которым он взаимодействует, и его собственное профессионально-личностное развитие.

Система педагогической деятельности включает совокупность ее видов, необходимую для достижения поставленной цели. Она может включать одновременно преподавание, информирование, педагогическое общение и педагогическую поддержку, или воспитательную деятельность в сочетании с консультированием и имитационным моделированием.

Компонентами системы педагогической деятельности могут стать методическая деятельность,
проектирование и сетевая коммуникация плюс дополнительные виды деятельности, выступающие в данном случае в функции педагогических средств (художественная, спортивная, трудовая деятельность и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)