Уровни сформированности профессионального поведения
Профессиональное поведение имеет разные уровни сформированности. Изучение профессионального становления студентов педагогических колледжей и вузов, а также наблюдения за деятельностью педагогов самых разных возрастов и предметной направленности обнаруживают уровни сформированности профессионального поведения, которые метафорически можно обозначить как непрофессиональность, аморфность, нормативность, стихийная креативность и концептуальность.
Ниже приведены их основные характеристики.
- Нпрофессиональность отличается спонтанностью, бессистемностью действий, неумением использовать в практикеческие знания для целесообразного построения деятельности, неспособностью актуализировать личностный потенциал в образовательной ситуации.
Технологичность подобного поведения фактически оказывается сведенной к нулю, если от природы человек не обладает таким свойством, как харизматичность, неосознанно позволяющим так или иначе влиять на аудиторию.
- Аморфность характеризуется размытостью, неоформленностью индивидуального профессионального стиля, ситуативностью проявления собственной педагогической позиции, частичным, фрагментарным овладением структурой метода и профессиональной деятельности. Данный тип поведения также не отличается технологичностью, хотя в нем могут спонтанно обнаруживаться отдельные приемы и формы, оказывающиеся эффективными.
- Нормативность соответствует эталонным моделям, обычно привнесенным в профессионально личностный опыт извне и освоенным путем подражания, воспроизведения, тренинга.
Вместе с тем Нормативное поведение не отличается ярко выраженными индивидуальными характеристиками. Оно построено по образцу и характеризуется добросовестным и успешным копированием методических и технологических клише, чаще всего заимствованных у коллег.
4. Стихийная креативность. На общем нормативном фоне деятельности и установки на творческую работу у педагога проявляются «всплески» творческой деятельности в какой-то одной или нескольких областях профессиональной активности в виде интересных, самостоятельно найденных приемов, разработанных фрагментов учебного содержания, нестандартного решения педагогической ситуации.
Педагог, достигший в профессиональном поведении концептуально- го уровня, обнаруживает способность к построению оригинального образовательного контекста, к продуктивной работе в изменяющихся условиях. Методическое и технологическое творчество про- являются в данном случае как норма бытия в профессии.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу