Цели педагогической деятельности

Основанием любой деятельности является сознательно формулируемая цель. Поэтому естественно, что «правильность» деятельности педагога начинается с выполнения требования целесообразности (сообразности педагогических действий выбранной цели).

Основными свойствами педагогических целей являются осознанность, многоуровневость и достижимость. Современный российский философ В.Н.Сагатовский ассоциирует свойство осознанности с понятием отчетливости, которое характеризуется наличием ясного образа (образца) того, что планируется сделать, и знанием того, что ты имеешь это знание и можешь его обозначить с помощью определенных знаковых средств.

Образ цели обеспечивает целостность начального представления о том, чего человек хочет достигнуть. Неслучайно педагоги стремятся к созданию «моделей» выпускника, воспитанника, к построению профессиограммы специалиста, которые конкретизируют образ с помощью структурирования определенных желаемых личностных и профессиональных свойств и характеристик.

В качестве примера приведем варианты «портретов» выпускника, сформированные в различных школьных коллективах.
1. «Человек знающий» — успешно учится, способен поступить в вуз, обладает навыками самообразования, рассматривает знание как ценность, отличается познавательной активностью, интеллектуальными способностями, знанием и соблюдением законов, норм, правил поведения.

2. «Человек культурный» — отличается готовностью и способностью к освоению культуры, творческими способностями, навыками деятельности в каком-либо виде искусств, культурой речи, способностью к созданию культурных ценностей, знанием учреждений культуры, готовностью и способностью к взаимодействию с представителями других культур, гуманитарным стилем мышления, интеллигентностью.

3. «Человек социальный» — способен к решению социальных проблем, самореализации, обладает культурой социального взаимодействия, коммуникативными способностями, социальной адаптивностью.

4. «Человек — творческая индивидуальность» — отличается готовностью и способностью быть самим собой, выступать субъектом жизнедеятельности, наличием положительной «Я-концепции», потребностью в самопознании, самоактуализации, проявляет культуру
самовыражения, духовность, навыки самореализации и достижения успеха, рефлексивные способности.

Цели имеют несколько уровней. В свое время величайший философ древности Аристотель заметил: «В целях, однако, обнаруживается некоторое различие, потому что одни цели — это деятельности (energeiai), другие — определенные отдельные от них результаты (erga)». Многоуровневость цели педагогической деятельности проявляется в возможности ее одновременной направленности на человека, на отношения между людьми, на окружающую ситуацию, на предметную область.

Под многоуровневостью можно также понимать распределение целей одного и того же субъекта во времени. Так, в педагогическом наследии А.С.Макаренко, где описывается работа по выдвижению и реализации ближней, дальней и средней перспектив в жизнедеятельности коллектива, мы находим анализ целевых перспектив разного масштаба.

Цели бывают достижимыми и недостижимыми. В понятии «достижимая цель» зафиксирована принципиальная возможность получения положительного результата деятельности, ведь цель может считаться достигнутой, только если получен желаемый результат.

Получение (или неполучение) того или иного результата (эффекта) нередко бывает запрограммировано уже на уровне выдвижения цели. Несколько полезных праксеологических выводов можно обнаружить в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Вот,
например, рассуждения Короля одной из далеких планет: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват… С каждого надо спрашивать то, что он может дать..

Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий… сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера…» По наблюдениям психологов, цель, превышающая наличные
возможности специалиста, т. е. заданная прогностически по отношению к субъекту деятельности, является громадным стимулом к профессиональному и личностному развитию.

Уверенность специалиста в достижимости цели придает смысл всей дальнейшей работе, как бы она ни была трудна. Значительное влияние на формирование цели оказывают профессиональные и личностные притязания. Кто-то осознанно ориентируется в деятельности на получение средних результатов (не хуже, но и не лучше других), а у кого-то присутствует установка только на победу, на высший уровень профессиональных достижений.

Во втором случае значительно повышается риск, но зато увеличивается профессионально и личностно развивающий потенциал участия в деятельности. Достижимость цели во многом зависит:

– от степени ее актуальности (для социальной ситуации, для ситуации учреждения, для участников);

– от степени конкретизации на начальном этапе деятельности;

– от готовности участников к движению навстречу цели (на уровне потребности в изменениях, мотивации на достижение, осмысления, степени участия в формировании целей и задач,
информационной и технологической оснащенности);

– от наличия внутренних и внешних препятствий (противоречий) и предпосылок успешности действий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)