Типообразующие признаки личности осужденного

Пенитенциарная педагогика подходит к осужденному одновременно как к объекту и субъекту воспитательного процесса, рассматривая его как личность, на которую оказывается воздействие с целью изучения и формирования ее субъектных (личностных) свойств и качеств.

Взаимоотношения между субъектами и объектами являются основной частью педагогического процесса в исправительном учреждении как целостной системы. Взаимосвязь между субъектами и объектами педагогической деятельности реализуется на основе требований педагогического закона соответствия содержания, средств, методов и форм педагогического воздействия особенностям воспитуемых, их социальным свойствам и качествам.

Следовательно, основное требование к воспитателям, вытекающее из этого закона, – всестороннее изучение и знание осужденного как объекта и субъекта воспитательной системы.

Пенитенциарная педагогика, подходя к осужденному как к объекту воспитательных воздействий, рассматривает его как личность, носителя особых обязанностей и прав.

Осужденные как личности обладают особыми типообразующими признаками, которых нет у других социальных групп. Это прежде всего сам факт осуждения, причем не только государством в лице судебных органов, но и обществом.

Следующий признак – это применение к личности уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы, что ведет к изменению социального и правового статуса, социальных ролей. Именно эти внешние по отношению к личности факторы, ее криминальная зараженность и педагогическая запущенность определяют особенности осужденного как объекта воспитательных воздействий.

В то же время осужденные как личности, субъекты общественных отношений занимают в процессе исправления определенную избирательную социальную позицию к наказанию (положительную, пассивную, отрицательную), исправительному учреждению, его руководству и сотрудникам, к целям воспитания, исправления и обучения (приобретению специальности, обучению в общеобразовательной школе), средствам и методам исправления, воспитательной работе, труду, совершенному преступлению, самовоспитанию. Следовательно, в педагогическом процессе объект находится не в пассивном состоянии, он социально активен.

Будучи включенным в педагогический процесс в качестве объекта воспитания, осужденный вступает в личностные взаимоотношения с субъектами педагогической деятельности – администрацией, начальниками отрядов и другими сотрудниками исправительного учреждения.

Педагогический процесс не сводится только к воздействию воспитателя на воспитуемых, ему свойственны различные виды взаимодействия и общения между ними, регулирование взаимоотношений: организационных, правовых, педагогических, производственных, бытовых и др.

Таким образом, личность осужденного, являясь объектом воспитательного процесса, одновременно обладает и свойствами субъекта. Поэтому изучение личности и учет индивидуальных особенностей осужденного – непременное условие эффективности воспитательного процесса в исправительном учреждении.

Особенности личности осужденных и воспитательные акценты, необходимые при организации процесса их исправления:

  • наличие у осужденных специфических, общих для всех черт, особенных черт, присущих отдельным категориям среди них, индивидуальных, свойственных только личности конкретного осужденного, сущность которых не биологическая, а социальная;
  • динамичность личности воспитуемого, так же, как и личности, не проявляющей делинквентного поведения;
  • оценка личности осужденного должна проходить не изолированно, не автономно, а во всех связях и отношениях, в которых она реально находится, то есть в единстве со средой, коллективом, микрогруппой, другими элементами среды, значимыми для личности и для ее исправления;
  • особенно важно установить с осужденными доверительные отношения, расположить их к себе, добиться того, чтобы они почувствовали и осознали желание воспитателей помочь им встать на правильный жизненный путь;
  • отбывание наказания в исправительных учреждениях неизбежно связано с утратой личностью определенных привычных духовных и материальных благ, что сказывается на ее психическом состоянии, через которое преломляются все педагогические и другие внешние воздействия;
  • морально-психическое состояние и поведение осужденного оказывает влияние совокупность таких факторов, как длительность срока лишения свободы, возраст и жизненный опыт, семейное положение, взаимоотношения с родными и близкими, состояние здоровья, уровень образования и общего развития, наличие профессии (специальности) и т. п.;
  • сосредоточение большого числа осужденных в одном месте создает особую криминальную морально-психологическую среду, в которой могут зарождаться и развиваться процессы регрессивного характера, противоположные целям перевоспитания;
  • поведение осужденных, их отношение к окружающей действительности, как правило, носит противоречивый характер. В сознании многих из них существуют и правильные взгляды на многие политические, экономические, научно-технические проблемы, заботливое отношение к семье, родителям, добросовестное отношение к труду, любовь к своей профессии, привязанность к коллективу, в котором работал до ареста;
  • при изучении личности осужденного необходимо постоянно иметь в виду целостный механизм ее поведения: направленность, содержание материальных и духовных потребностей, нравственные, правовые, экономические, педагогические, эстетические взгляды и убеждения, всю систему основных отношений к окружающей действительности, социальным ценностям, другим людям, самому себе.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)