Теория асимметричной информации как призма финансовых концепций
Теория «асимметричной информации» отрицает основные принципы неоклассической теории функционирования рыночной
экономики.
Во-первых, неоклассическая теория доказывает, что рынок работает в условиях совершенной информации, при которой все участники рынка получают полную и достоверную информацию.
Во-вторых, информация отображается в единой равновесной цене товара.
В-третьих, рыночный механизм регулирования обеспечивает общее равновесие в экономике.
Основные теоретические выводы новой парадигмы заключаются в следующем:
- рыночная экономика функционирует в условиях асимметичной информации. В реальной экономике информация, на основе которой экономические агенты рыночных отношений принимают решение, сложная и многогранная, а доступность к информации различна, что приводит к ослаблению мотивов предпринимателей к максимизации прибыли;
- на рынке нет единой равновесной цены, в которой содержится вся информация. На каждом конкретном рынке формируются свои цены;
- рыночный механизм не обеспечивает общего равновесия в экономике. В каждой из отраслей формируется свое специфическое равновесие;
- в условиях асимметричной информации повышается регули-рующая роль государства;
- новая парадигма является универсальной – ее методы анализа экономики и финансов можно применять как на микро-, так и на макроуровне.
В новой парадигме особенно проявилась важность банков – главных институтов современной экономики. Дж. Сгиглиц отмечает, что неспособность понять ключевые аспекты финансовых институтов и их новой роли и является главной причиной многих последних неудач макроэкономической политики (например, рецессии 1991 г. в США, жесткие кризисы в Восточной Азии, мировой финансовый кризис в 2008 г.). При разработке монетарной политики предлагаются первоочередные меры по поддержке банков как главных институтов, обеспечивающих предложение кредитов. Все меры должны быть скоординированы, в противном случае они могут противоречить друг другу и даже парализовать действие других экономических и финансовых законов.
Процентные ставки по банковскому кредиту изменяются под влиянием циклического развития. В годы рецессии и кризиса происходит рост расходов по страхованию рисков, в результате чего ставки могут значительно увеличиваться. Банк может также отказать в выдаче кредита тем агентам рыночных отношений, у которых низкий кредитный рейтинг. Государственное регулирование процентных ставок должно предусматривать важные негативные последствия: значительное повышение процентных ставок может вызвать массовое банкротство фирм, отток капитала из страны и снижение валютного курса.
Несмотря на то, что в сферу асимметричной информации попадают все участники экономических отношений, проблема ложности контроля гражданами действий собственного правительства имеет место.
Со времен классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, все последующие школы уделяли значительное внимание налогам и разрабатывали налоговые принципы, соответствующие уровню развития экономики.
Дж. Стиглиц как представитель новой парадигмы, выделял пять принципов организации налоговой системы:
- экономическая эффективность, при которой налоговая система не должна отрицать эффективное распределение ресурсов;
- административная простота. Система должна быть простой и относительно недорогой;
- гибкость, подразумевающая быструю реакцию (в некоторых случаях автоматическую) на изменение параметров экономического развития;
- политическая ответственность, т. е. налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги для более полного и точного отражения экономической системой их пожеланий;
- справедливость налоговой системы, которая должна быть лояльной в подходах к различным индивидуумам – налогоплательщикам.
Эти принципы отражают широту влияния налогов на развитие рыночных отношений в современной экономике. Налогообложение влияет на общее равновесие, на распределение доходов, формирования сбережений и инвестиций, степень разработки природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Выбор структуры налогообложения, в свою очередь, зависит от функции общественного благосостояния (убеждений относительно неравенства)
- Долгосрочные программы развития финансов России
- Особенности и проблемы отечественных финансов на современном этапе
- Финансы России от кризиса 1998 г. до кризиса 2008 г.
- Характеристика финансов России в 1992–1998 гг
- Финансовая система России на современном этапе
- Финансы в период командно-административной системы и в эпоху развитого социализма
- Финансы СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенного народного хозяйства
- Финансы СССР в период свертывания НЭПа и формирование командно-административной системы
- Финансы в годы новой экономической политики
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу