Технологии оценки качества профессиональной деятельности педагога

В конце прошлого века среди вузовской общественности имела хождение весьма спорная в современных условиях педагогическая максима «Знаешь предмет – можешь учить». В книге ректора Московского государственного университета (МГУ) В.А. Садовничего и др. читаем: «Практически все преподаватели МГУ – преподаватели-самоучки. Как это может быть? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно еще раз посмотреть, на основе каких критериев выпускник аспирантуры отбирается для работы в университет, в частности, для преподавательской работы. Главным критерием являются успехи в исследовательской работе, его научные успехи. В то же время, его способность к преподаванию, его желание (или нежелание) заниматься педагогическим ремеслом, умение или неумение объяснять – все эти понятия в расчет, как правило, не берутся и в число имеющих значение критериев не входят…».

С тех пор многое изменилось. Предприняты определенные меры развития педагогики высшей школы. Был создан Научно-исследовательский институт высшего образования, создана система повышения квалификации преподавателей. Однако общая проблема психолого-педагогической, методической подготовки педагогов до конца не решена.

Ведущий фактор в этом процессе – личность самого педагога. Его инновационное поведение – это интеграция педагогического творчества, обусловленного инновационным потенциалом, способностью воспринимать, создавать и реализовывать новшества, а также осознанно изменять устаревший и нецелесообразный опыт. Профессиональная готовность к такой деятельности опирается на внутреннее активное состояние, специальную подготовку, самоопределение, образование и самообразование, а также осознание того факта, что нельзя бездумно воспроизводить однажды усвоенные методы работы. Иначе, во-первых, упускаются существующие возможности достижения качественных результатов обучения студентов и, во-вторых, сам педагог как личность и профессионал будет лишен возможности дальнейшего развития.

Готовность педагога к инновационной деятельности опирается на трансформацию уже имеющихся качеств, необходимых для этой деятельности (рис.8.1.).

Важным компонентом инновационной компетентности педагога является его осведомленность об инновационных педагогических технологиях, их содержании и методиках применения, навыки использования и профессионально-личностная убежденность в необходимости их применения, а также наличие определенной степени свободы действий.

Инновационный потенциал педагога связывают с творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах; с открытостью новому; с гибкостью ее мышления; с готовностью совершенствовать свою деятельность, наличием внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов.

Под педагогической инновацией понимается педагогическое нововведение; прогрессивное и целенаправленное изменение, нацеленное на улучшение характеристики как отдельных частей (компонентов), так и самой образовательной системы в целом. В силу специфики инновационной деятельности она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта, поэтому лишь частично может оцениваться и контролироваться. Необходимо осознание того факта, что условием успешной работы педагога в таком режиме является навык принятия инновационного решения, готовность идти на риск, умение благоприятного разрешения конфликтных ситуаций. Педагоги часто сталкиваются с тем, что попытки использовать в имеющихся условиях педагогические новшества (технологии, элементы содержания обучения), которые оказались эффективными в других дисциплинах или разработаны в совершенно иных условиях, при их механическом перенесении приводят к потере смысла, глубинны и сути инновации. Как следствие – разочарование, недоверие новому и консерватизм. Новациям, несомненно, надо учить. Но не фрагментарно, а в рамках специально организованной работы, составляющей один из базовых элементов профессиональной культуры современного педагога. Наиболее эффективный путь – соединение интенсивных и экстенсивных форм реализации образовательного процесса, осуществление «интегрированных инноваций», которые осуществляются на стыке опыта и новшеств. При таком подходе инновации станут осознанными преобразованиями, опирающимися на насущные потребности. В качестве педагогических инноваций могут выступать педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы. Их использование позволяет повысить эффективность и качество образования, а успешность и эффективность зависит от уровня профессиональной и личностной культуры педагога, от созданных психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления обучаемых, от навыков оптимизации уже известных форм работы, способствующих активности, самостоятельности и ответственности студентов.

Сформированная инновационная культура педагога – важный компонент, способствующий значимым прогрессивным изменениям в образовательной практике. Она опирается на инициативу, навыки творческой работы и стремление к обновлению и новаторству.

Творчество в широком смысле – это деятельность (практическая или теоретическая), нацеленная на получение новых результатов в материальной и духовной сферах. Творчество педагога опирается на знания и опыт других поколений и проявляется как процесс преобразования сложившейся практики. Педагогов – новаторов объединяет не просто неравнодушное отношение к делу, но еще и стремление постоянного улучшения уже достигнутых результатов.

Инновационное отношение педагога к своему делу позволяет формировать у студентов познавательный интерес к обучению, собственной профессии, потребность в постоянном обновлении имеющихся знаний, навыки использования способностей и развития потенциала, умение проектировать перспективы внутреннего роста.

Такие подходы к осуществлению образовательного процесса тесно взаимосвязаны с концепцией непрерывного образования. В профессиональной деятельности педагога наряду с традиционными формами формируется определенная совокупность новых функций, обусловленных требованиями времени. Происходит это, во-первых, из-за необходимости осваивать постоянно усложняющиеся знания и технологии, во-вторых, из-за быстрой изменчивости социальной среды и постоянно обновляемых социальных, в том числе, и профессиональных, а также нравственно-этических требований общества к специалистам и профессиям. В американской профессиональной литературе единица измерения устаревания знаний специалиста называется «период полураспада компетентности». Содержательно термин означает, что после окончания вуза, в результате устаревания знаний и по мере появления новой информации, компетентность профессионала снижается до 50% в течение определенного промежутка времени. Поэтому постоянное овладение новыми знаниями становится необходимым условием сохранения и повышения квалификации, что подразумевает возможность смены, расширения и приобретения новых профессиональных функций, творческое осуществление задуманного, расширение поля деятельности, рост авторитета и уважения окружающих. Проявляются новые профессионально-педагогические компетенции:

  • в определении содержания обучения;
  • в использовании современных образовательных технологий;
  • в выборе способов оценки и учета достижений студентов;
  • в формирования открытой образовательной среды;
  • в организации инновационных форм работы студентов;
  • в выборе способов оценки и учета достижений обучающихся.

Включение современных технических средств сопровождения образовательного процесса, развивающих технологий и интерактивных методов обучения позволяет эффективно использовать инновации, значительно повышая качество и результативность.

Основная схема использования современных информационно-коммуникационных технологий как средства обучения опирается на определенную логику организации деятельности.

Педагог, проектируя задания для студентов, соотносит их с характеристиками используемой техники, учитывает цели и задачи дисциплины. Затем он предлагает получить необходимые результаты с использованием новых возможностей.

Рекомендуя информационные ресурсы, в частности Интернет-ресурсы, педагог отмечает необходимость особого внимания к качеству и релевантности электронных изданий.

Нацеленность на инновационную педагогическую деятельность, непрерывное повышение профессионального мастерства, активное освоение новых функций и использование полученных знаний способствуют решению современных задач высшего образования, в том числе:

  • развитие познавательной активности и мышления студентов;
  • формирование их мотивации к исследовательскому поиску и творческому решению возникающих проблем;
  • становление их социализации и профессиональной мобильности.

С точки зрения системно-функционального подхода, среди необходимых условий обеспечения требуемого качества образования следует выделить следующие составляющие.

Уровень мотивации педагогов и обучающихся. Его функциональная зависимость от многих факторов весьма сложна. Среди этих факторов следует выделить: личные и общественные цели, уровень оплаты труда, отношение общества и государства, воспитанность, мировоззрение, стремление к получению профессиональных навыков, интерес, любопытство и ряд других. Выявление механизмов действия этих факторов – одна из задач анализа функционирования образовательных систем.

Уровень профессиональной подготовки и личностные качества педагогов. Профессиональная компетентность одна из основных составляющих, определяющих качество образования. Высшим уровнем компетентности является педагогическое мастерство. Уровень педагогического мастерства определяющее условие реализации высокого качества образования. Именно этот показатель лежит в основе потенциала качества.

Качество планирования (проектирования), организации, контроля и управления образовательным процессом. В данном сложном показателе необходимо выделить дидактическое качество проектирования образовательного процесса в смысле оптимизации структурно-логических связей между дисциплинами, предметами, курсами, разделами, темами.

Состояние учебно-методической базы и ее соответствие дидактическим задачам по степени морального и физического устаревания, по пропускной способности, по возможностям реализации образовательных целей.

Исходный уровень подготовки и личностные качества учеников. Данный показатель включает в себя частные показатели интеллектуального развития, уровня дошкольной (предыдущей при переходе из класса в класс) подготовки по различным предметам, психологических и физиологических особенности личности, состояния здоровья, степени овладения навыками продуктивной учебно-познавательной деятельности.

Среди перечисленных составляющих ключевую роль играет профессиональный уровень педагогов, который составляют следующие частные показатели:

  • профессиональная компетентность;
  • педагогическое мастерство;
  • активность при участии в научных исследованиях;
  • динамика профессионального роста;
  • уровень организованности, инициативы, исполнительности, общей и профессиональной культуры, здоровья, физической формы.

Особо значима категория педагогического мастерства, основой которого, безусловно, является компетентность, позволяющая оптимально решать педагогические задачи с учетом различных факторов. В этом смысле педагогическое мастерство включает в себя систему личностных качеств преподавателя; психолого-педагогическую подготовленность; способность оптимально, творчески решать педагогические задачи.

В процессе знакомства с педагогами, оценки их работы, необходимо выделять личностные профессионально значимые качества, особенности интеллекта и мышления, составляющие основу педагогического мастерства. Прежде всего это объем, широта, глубина и системность профессиональных знаний, педагогическая и психологическая эрудиция, сообразительность, развитость речи, способность к эффективной коммуникации.

Безусловно, важна сформированность научного стиля мышления, основными чертами которого являются системность, логика, многоаспектность, диалектичность, функциональность, инструментальность, конструктивность, прогностичность, аналитичность, рефлексивность, эвристичность, синтезирующая направленность.

Психолого-педагогическую подготовленность целесообразно охарактеризовать системой профессионально-педагогических знаний и умений. К первым относятся прежде всего знание теории педагогических систем, сущности процессов обучения, воспитания и развития, основных тенденций развития образовательной и профессиональной области, возрастных, психологических и интеллектуальных особенностей личности школьников, научных методов психолого-педагогической диагностики, основ педагогического управления, закономерностей развивающего обучения и креативной педагогики.

Среди основных общепедагогических умений следует выделить умение формировать интерес к предмету, мотивацию, умение планировать и осуществлять учебно-воспитательную работу, владение методами активизации познавательной деятельности, развития у обучающихся системного, логического, дивергентного, творческого мышления.

Большое значение имеет способность учитывать особенности личности и психики учеников и оптимально выбирать средства педагогического воздействия. Важным показателем педагогического мастерства является овладение системно-моделирующим, экстраполяционным и системно-креативным уровнями обучения.

Кроме того, системно-процессный подход к качеству, предполагает формирование заинтересованности педагогов и руководителей в повышении эффективности образовательного процесса с помощью механизмов материального стимулирования, активизации потенциала личностного роста, проявляющегося в способности эффективно решать профессиональные задачи в различных условиях. Рассмотрим различные типы компетенций, предполагающих наличие опыта соответствующей деятельности (табл. 8.1.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)