Статусный набор (портрет) индивида

Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писанными (формальными) и неписанными (неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное определение статуса, которое фиксируется в должностных инструкциях.

У пассажиров метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм.

Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами.

Если четыре параметра статуса выразить одним термином — «позиция», то статус — это позиция индивида в группе и/или обществе:

С = П  Г и/или�О.

Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, т.е. сообществе знакомых людей) дает нам совокупность личных (межличностных) статусов, а позиция в обществе — совокупность социальных статусов. Личный статус — это позиция человека в семье, спортивной команде, бригаде, кругу друзей и т.д.

Он приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам и существует только в узком кругу людей. И напротив, социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых людей благодаря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа компании или зануда — пример межличностных статусов.

С этой стороны человека знают только его знакомые. Но генерал или православный, будучи социальными статусами, распространяются на все сообщество людей. Они определены местом индивида в социальной структуре общества.

Различия между двумя видами статусов — социальными и личными — хорошо видны на следующем примере: старший сын и любимый сын. Это разные статусы. Статус «любимого сына» — это позиция относительной конкретной семьи. В этой семье он — любимый сын, а в другой — он совсем не любимый и в обществе — тоже не любимый сын. Позиция же «старший сын» — это характеристика общественная, или социальная.

Что такое «старший сын»? В зависимости от того, какими права-ми и обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраивается экономический, политический и социальный режим данного общества.

Приведем в пример систему майората в Англии. Там наследство передавалось только старшему сыну, а в России оно делилось поровну. Значит, материальное право на получение своей доли имели все сыновья.

Поэтому когда крестьянин как член общины заявлял перед сходкой: «Вот у меня выросли два сына», то из общинного земельного фонда, который и так был разбит на крестьянские поля, нарезали еще этим двум повзрослевшим сыновьям. Почему? Потому что, если не будет земли, им негде будет применять свой труд, следовательно, они не смогут кормить свои семьи. Вне данной общины им негде было взять землю.

В результате на сходке должны были у кого-то землю урезать и прибавить им. Так у нас складывалась система чересполосицы, т.е. у одной семьи кусочки земли оказывались в разных местах. При этом каждому нужно было обеспечить средства к существованию. А как было в Англии?

Например, у графа три сына, но при этом старший сын наследовал все имущество, а два других шли в наемные работники. Так появлялся средний класс, т.е. класс образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д. Когда же умирал старший брат, то следующий автоматически наследовал неделимое имущество.

Благодаря этому земельные наделы в Англии не дробились; в конце концов появлялись крупные феодалы, имения которых были сопоставимы с имениями короля. Этот феодал обладал такими же экономическими возможностями, что и король, имел такую же прибыль и армию. Король был не абсолютным монархом, а первым среди равных.

Рыцари «круглого стола», на-пример, вели себя как равные, но король должен был превзойти их в доблести, силе характера. Они могли его сместить, а король не имел права не прислушаться к их мнению. Эта система и стала основой политического плюрализма. Вся западная политическая традиция — это традиция прислушивания к голосу других; плюралистическая система.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)