Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Компании, которые решили следовать тренду на цифровую трансформацию бизнеса становятся перед выбором – что использовать при работе с бизнес-процессами? Ведь практически любой средний и крупный бизнес нуждается в четких и регламентированных процессах, которые способны ускорить и улучшить его работу.

От выбора способа описания бизнес-процессов во многом зависит сроки реализации и успех внедрения процессного управления. Ошибка на стадии выбора может сделать процесс описания слишком сложным и трудоемким. Также необходимость постоянных изменений в работе компании сопровождается изменением бизнес-процессов, что требует быстрой коррекции самого процесса и его описания.

На сегодняшний день самые распространенные способы описания – текстовый, табличный и графический (наиболее популярный).

Рассмотрим их более подробно.

1. Текстовый способ описания бизнес-процессов самый простой в реализации и распространенный вариант, он предполагает описание бизнес-процессов текстом. Несмотря на то, что графический способ более удобный и функциональный, но чтобы работать с графическим построением бизнес-процесса необходимо специализированное программное обеспечение, а также сотрудники, умеющие с ним работать.

Интересно
Однако, ИТ-технологии предоставляются на платной основе с высокой стоимостью лицензий. По этой причине множество небольших компаний не могут себе позволить полноценные ИТ-решения. В итоге они используют текстовый или табличный способ описания бизнес-процесса, как бесплатные и доступные инструменты.

Текстовое описание подходит для небольших компаний, где необходимо сформировать последовательность процесса и регламент его выполнения. Для коротких бизнес-процессов объем текста может составлять несколько страниц и проводить дальнейший поиск по документу для ознакомления не так сложно. Но если бизнес-процесс состоит из множества этапов и участников, тогда задача значительно усложняется. Громоздкие документы сложно изменять и анализировать.

В табл. 3.2 покажем преимущества и недостатки текстового способа описания бизнес-процессов. Примерами текстового описания бизнес-процессов могут быть такие документы, как инструкции, регламенты или стандарты, и другие. Текстовый способ может усложнить и увеличить длительность перехода компании на процессный тип управления.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

1. Табличный способ описания бизнес-процессов отличается большей практичностью и наглядностью. Используя данный способ, можно описывать как простые, так и сложные процессы. Самая большая сложность заключается в том, чтобы подготовить хороший шаблон таблицы, в которую потом уже вносятся данные.

Изначально определяется бизнес-процесс, который необходимо описать, составляется список участников процесса, операций, которые они выполняют и результат, который должен быть на выходе из бизнес-процесса. Результатом, в зависимости от типа процесса, может быть подписанный договор, оформленный заказ и т.д.

В табл. 3.3 покажем пример табличного способа описания такого бизнес-процесса, как визирование заявки в службе управления персоналом.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Шаблоны таблиц для описания бизнес-процессов на разных предприятиях используются различные. Рекомендовано при использовании табличного способа на начальном этапе описать входы и выходы процесса (поставщиков и потребителей), управляющие воздействия (внутренние и внешние) и виды ресурсов.

При получении выходных данных происходят оценка процесса и анализ фактических показателей. Затем формируются требования к дополнительным ресурсам для улучшения деятельности процесса и определяются виды ресурсов. Логика процесса может быть представлена в виде таблицы, содержащей столбцы: действие, содержание, ответственный исполнитель и участники.

Действия – это этапы процесса, при этом каждой строке таблицы соответствует свой этап.

Совокупность данных этапов определяет алгоритм исполнения процесса. Содержание дает представление о действиях на каждом этапе процесса. Это могут быть различные виды документов для данного этапа, а также анализ пройденных этапов (условие перехода), оценки, запросы и пояснения. Каждый этап (действие) имеет своего ответственного исполнителя и участников.

У данного способа описания бизнес-процессов также имеются свои преимущества и недостатки, которые показаны в табл. 3.4.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

1. Графический способ описания бизнес-процессов. Это самый прогрессивный метод описания, который предполагает построение моделей взаимосвязанных бизнес-процессов.

В некоторых организациях их называют диаграммами, схемами, технологическими картами, но сущность от этого не меняется. На графической модели отображается логика выполнения бизнес-процесса с помощью специальных фигур (объектов) и стрелок, в соответствии с выбранной нотацией (стандартом).

Для описания процессов, происходящих в компании графическим методом, созданы специальные автоматизированные системы. Признано, что они обладают наибольшей эффективностью при решении задач по описанию, анализу и оптимизации деятельности предприятия.

Пример описания бизнес-процесса графическим способом показан на рис. 3.2.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

В России есть организации, которые имеют все свои процессные регламенты в графическом формате (т.е. они состоят только из моделей). Такая практика с каждым годом получает все более широкое распространение.

Хотелось бы отметить, что имеются некоторые специальные методики (например, методика анализа финансового состояния клиента) и правила (например, правила юридической проверки клиента), которые нет необходимости описывать в виде моделей, так как технически сделать сложно и нецелесообразно. Поэтому подобные методики следует применять в качестве текстовых приложений к графическим моделям бизнес-процессов.

При описании бизнес-процесса графическим способом необходимо придерживаться определенных общих правил:

  • количество элементов на одном листе не должно быть чрезмерным. В противном случае схема становится нечитаемой и в ней легко допустить ошибки. Правильным вариантом будет указание отдельных подпроцессов в виде свернутой функции, с последующей декомпозицией на отдельном листе;
  • процессы и функции должны быть пронумерованы и поименованы. Данный подход позволит легко ссылаться на них из других процессов или из текста;
  • в организации все должны принять определенные правила графического отображения процессов и использовать их в своей работе. Допускается выработать любые графические нотации или создать свою собственную, главное, чтобы все в понимали ее одинаково.

В табл. 3.5 покажем преимущества и недостатки графического способа описания бизнес-процессов.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Рассмотрим этапы описания и моделирования бизнес-процессов на предприятии (рис. 3.3). На первом шаге описываются бизнес-направления, которые реализует компания. На втором шаге описываются работы, функции и бизнеспроцессы, которые выполняются в компании для того, чтобы реализовывать бизнес-направления (применяется вертикальное и горизонтальное описание). На третьем – описывается организационная структура компании, и на четвертом – распределение ответственности структурных звеньев за работы, функции и бизнес-процессы.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Рассмотрим этапы более подробно.

1. Описание бизнес-направлений предприятия. На данном этапе происходит описание бизнес-направлений, которые реализует предприятие.

Для этого существуют основные правила:

  • при описании бизнес-направлений и бизнес-процессов, нужно забыть про существующую структуру;
  • на одном уровне необходимо разделить бизнес-процессы по одному критерию;
  • для одной системы можно построить несколько вариантов в зависимости от различной последовательности применения возможных критериев.

Описание бизнес-направлений компании завершается построением их иерархического дерева или классификатора бизнес-направлений. При этом используют понятия «декомпозиция» и «критерий декомпозиции». Декомпозиция – это разбиение объекта на составные части. Критерий декомпозиции – это характеристика, на основе которой производится разбиение.

Пример дерева бизнес-направлений предприятия показан на рис. 3.4.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Хотелось бы отметить, что для построения дерева бизнес-направлений могут использоваться различные критерии декомпозиции, зависящие от вида деятельности компании. На рис. 3.4 показан пример дерева бизнес-направлений с использованием критерия «продукт».

Однако по этой же компании можно рассмотреть другой критерий, например «рынок», тогда:

  • бизнес-направление 1 – оптовая торговля;
  • бизнес-направление 2 – торговля через Интернет;
  • бизнес-направление 3 – розничная торговля.

В том случае, если в компании широкая номенклатура продукции, то при построении дерева бизнес-направлений опускаться нужно до тех пор, пока выделяемые бизнес-направления остаются технологически неразличимы.

При построении классификатора бизнес-направлений может возникнуть необходимость построения его в иерархическом виде. На рис. 3.5 покажем иерархическое дерево бизнес-направлений, построенное по двум критериям последовательно.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Для каждого бизнес-направления описывается технология их реализации: последовательность работ, ответственность, информационные и материальные потоки, бизнес-процесс их реализации.

1. Описание работ, функций, бизнес-процессов. Вторым этапом является описание работ, функций и бизнес-процессов, которые поддерживают бизнес-направления. На данном этапе строится дерево работ, представляющее из себя иерархически упорядоченный перечень.

При построении дерева работ часто используют понятия «родительская» и «дочерняя» работы. Работа, которая декомпозируется на работы нижнего уровня называется родительской по отношению к работам, из которых она состоит.

В свою очередь работы, которые получились в результате декомпозиции, являются дочерними по отношению к работе, которую они составляют (рис. 3.6).

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Правила построения дерева работ:

  1. Работы нижнего уровня являются способом достижения работ верхнего уровня.
  2. Каждая родительская работа может состоять из нескольких дочерних работ, выполнение которых автоматически обеспечивает выполнение родительской работы.
  3. У каждой дочерней работы может быть одна родительская работа.
  4. Декомпозиция родительской работы на дочерние производится по одному критерию.
  5. На одном уровне дочерние работы, декомпозирующие родительскую, должны быть равнозначны.
  6. При построении иерархической структуры работ на различных уровнях можно и следует применять различные критерии декомпозиции.
  7.  Последовательность критериев декомпозиции работ следует выбирать таким образом, чтобы как можно большая часть зависимостей и взаимодействий между работами оказалась на самых нижних уровнях дерева работ. На верхних уровнях работы должны быть автономны.

Декомпозиция работ заканчивается тогда, когда работы нижнего уровня удовлетворяют следующим условиям:

  • работы ясны и понятны сотрудникам компании – являются элементарными;
  • понятен конечный результат работы и способы его достижения,
  • временные характеристики и ответственность за выполнение работ могут быть однозначно определены с точностью до сотрудника.

Функция и бизнес-процесс состоят из работ. Разница в том, что функция состоит из однородных работ, процесс – разнородных и на выходе имеет результат. Функция и бизнес-процесс – это различные варианты объединения работ, реализуемых в компании. Функция является частью процесса, процесс состоит из функций, процесс является функцией для

более глобального бизнес-процесса, в который он входит.

При описании бизнес-процессов определяется глубина детализации бизнес-процесса. Для этого необходимо сформулировать цель описываемого процесса и результат на выходе.

Описание ведется до тех пор, пока заданная цель не окажется достигнутой. Таким образом, глубина описания бизнес-процесса зависит от цели и в каждом конкретном случае индивидуальна. Процесс нужно декомпозировать до тех пор, пока не будет разграничена ответственность между конкретными сотрудниками. При достижении этого уровня необходимо завершить описание бизнес-процесса. На рис. 3.7 показан пример глубины описания бизнес-процесса.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Данный процесс согласуется с одним из принципов эффективного управления – сложный объект или задачу управления требуется разделить на несколько простых независимых.

3. Описание организационной структуры управления. При описании бизнес-направлений и бизнес-процессов необходимо забыть про существующую структуру, которая является средством их реализации.

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Организационная структура управления направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение прав и ответственности. Организационная структура, в отличие от бизнес-направлений и бизнеспроцессов, описывается быстро, так как она определена штатным расписанием. Главное назначение организационной структуры – обслуживание бизнес-процессов путем соотнесения функций исполнителей в бизнес-процессах с центрами ответственности в организационной структуре.

Организационная структура обеспечивает обслуживание бизнес-процесса, а именно:

  • группирует однородные компетенции, необходимые для выполнения бизнес-процессов;
  • обеспечивает беспрепятственное взаимодействие исполнителей в ходе процесса;
  • распределяет ответственность за выполнение процессов;
  • обеспечивает распределение ресурсов, необходимых для выполнения процессов.

Существует большое количество базовых типов организационных структур. Различия между ними определяются способом распределения ответственности. Первый способ. Ответственность может быть распределена по функциям, т.е. по узкопрофильным работам.

В этом случае говорят о функциональных организационных структурах. Второй способ. Ответственность может быть распределена за результаты – продукты или процессы. Здесь имеют место структуры, ориентированные на результат.

К таким структурам относятся:

  • дивизиональные структуры (продуктовые и рыночные);
  • процессные структуры;
  • проектные структуры.

Комбинированный подход, когда ответственность распределяется одновременно как за функции, так и за результаты. В этом случае получаются матричные типы организационных структур, характерная черта которых – двойное подчинение. В случае, когда структурные подразделения выполняют одинаковые работы, то речь идет о линейной организационной структуре.

При описании организационной структуры рекомендуется использовать графический подход, как более наглядный и удобный. В рамках такого подхода нужно показать, какие подразделения и должности в компании существуют, а также показать связи подчинения. При описании каждого подчинения показывается, к какому типу данное подчинение относится: к линейному или функциональному (табл. 3.6).

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Результаты, полученные в ходе разработки архитектуры бизнес-процессов, позволяют провести усовершенствование организационной структуры компании (рис. 3.8).

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

Описание организационной структуры должно включать следующие элементы:

  1. Схема организационной структуры. Она показывает состав структурных подразделений компании и отношения подчиненности между ними.
  2. Описание функций, полномочий и ответственности каждого структурного подразделения с учетом их ролей в бизнес-процессах. При этом указывается в каких бизнес-процессах участвует подразделение и как оно связано со своими внутренними поставщиками и клиентами. Важно, чтобы это описание было процессно-ориентированным.
  3. Концептуальное описание наиболее значимых для компании системообразующих процессов, таких как стратегическое управление, годовое планирование, управление заказами, управление разработкой и выпуском на рынок новых продуктов, управление проектами развития компании.

Организационная структура отличается от организационной концепции большей степенью детализации и определенной долей субъективизма. Дело в том, что организационная концепция получена в результате формально-логического процесса, в то время как при разработке организационной структуры следует принимать во внимание субъективные факторы, такие, например, как готовность по уровню компетенций того или иного лица занять определенную должностную позицию.

3. Описание распределения ответственности. На четвертом этапе описывается соответствие между результатами второго и третьего шагов по описанию деятельности «как есть» – соответствие между бизнес-процессами и организационной структурой предприятия. Для решения этой задачи строят матрицу распределения ответственности (RACI матрица).

Часто понятие «матрица распределения ответственности» сокращают до «матрица ответственности», но идеологически это не верно. В оригинале инструмент называется – Responsibility assignment matrix, подчеркивя то, что его цель – назначить или распределить ответственность.

RACI – матрица простой и удобный инструмент для наглядного отображения распределения полномочий и ответственности в рамках бизнес-процесса или проекта (табл. 3.7).

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

В большинстве случаев можно обойтись стандартной матрицей. Однако при работе над более сложными процессами иногда возникает необходимость в дополнительных ролях. Поэтому в последние годы появилось два расширенных варианта диаграммы ответственности.

1. RACI-VS Здесь к стандартным ролям добавляются еще две:

  • Verifies (V) – сотрудник или специальная команда, которые проверяют, насколько результат реализации той или иной задачи соответствует утвержденным критериям.
  • Signs off (S) согласует процесс с заказчиком, проводит презентацию и предоставляет отчеты. Обычно эту функцию выполняет ответственный за выполнение работы (Accountable), но RACI-VS для этого привлекают отдельного специалиста.

2. RASCI. В этом варианте в матрице появляется одна новая роль – Supportive (S). Ее ключевые функции заключаются в обеспечении процесса дополнительными ресурсами, т.е. поддержке руководителя и исполнителей.

Основными принципами принятия решений с помощью RACI матрицы являются:

  • избежание очевидных событий, например «присутствовать на заседаниях»;
  • каждое действие или решение должно начинаться с глагола действия. Примеры: работать, утвердить, подготовить, развивать, проверить и т.д.;
  • когда действие глагола подразумевает решение (например, оценивать, контролировать), нужно добавить фразу, которая указывала бы на приоритетный результат. Пример: анализировать данные, чтобы найти причину задержки доставки;
  • действия и решения должны быть краткими, лаконичными и разработанными относительно определенной роли или функции, а не для конкретного человека.

При построении RACI матрицы по столбцам матрицы указываются работы, по строкам – структурные подразделения и должности (табл. 3.8). В клетках матрицы ответственности указываются условные обозначения.

Способы описания и технологии моделирования бизнес-процессов

После заполнения матрицы распределения ответственности необходимо ее проанализировать по вертикали и горизонтали, чтобы не допустить ошибки в построении.

Вертикальный анализ (по функциональным ролям) позволяет выявить следующие проблемы:

  1. Много R – возникает вопрос, может ли определенный человек быть ответственным за большое количество действий.
  2. Нет пустых ячеек – нужно ли втягивать людей в такое количество операций?
  3. Нет R или А – можно ли ликвидировать эту функциональную роль?
  4. Много А – правильно ли распределяются обязанности? Могут ли другие люди быть подотчетными в этих процессах?

При горизонтальном анализе выявляется следующее:

  1. Нет R – никто не несет ответственности за процесс, и он не будет выполнен.
  2. Много А – будет путаница, так как любой ответственный имеет свое видение, как должно быть осуществлено действие.
  3. Много С – надо понять, нужно ли в реальности консультироваться с таким количеством различными функциональными ролями.
  4. Много I – может быть ситуация, где неопределены роли.
  5. Нет «C» или «I». В компании отсутствует канал внутренней коммуникации между участниками бизнес-процесса.

На каждом предприятии может быть своя матрица распределения ответственности, но обязательно под таблицей необходимо указать обозначения, к которым могут относится следующие:

  • ответственный (О);
  • ответственный исполнитель (ОИ);
  • информируется о результатах работы (И);
  • участвует в процессе (У);
  • консультирует или координирует (К);
  • согласовывает (С);
  • руководит (Р) и пр.

Для составления эффективной матрицы распределения ответственности необходимо:

  • двигаться от стратегии развития компании и целей. В каждой из них заложены требования, от которых и нужно оттолкнуться при описании процесса и составлении матрицы;
  • начинать с упрощенной матрицы (задача – ответственный), затем добавлять детализацию ответственности и KPI (Key perfomance indicator – ключевые показатели эффективности);
  • составлять коллегиально, на примере конкретных рабочих ситуаций. В KPI лучше включить эффективность – заработанные деньги (для подразделений, прямо влияющих на операционный результат) и результативность – качественные и количественные показатели выполнения задач (например, сроки, штуки, количество привлеченных клиентов, процент выполнения и пр.).

Анализ, планирование и распределение зон ответственности между участниками бизнес-процесса является залогом эффективной процессной модели и работы компании в целом. Внедрение матрицы распределения ответственности снизит количество ошибок и конфликтов у участников процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)