Состояние и основные тенденции развития системы государственного призрения в конце ХIХ века.

Древнерусская благотворительность к концу XIX века сложилась в общероссийскую систему солидных обществ, учреждений, обрела статус и организационное строение. Определились три вида благодеяний: государственное, церковно-общественное и частное. Но эти отдельные виды на практике не были отделены друг от друга жесткими границами, в результате они дополняли и финансово поддерживали друг друга. Так один и тот же благотворитель мог одновременно оказывать помощь как государственным, церковным и честным заведениям. Либо частные благотворительные заведения входили в структуру общественно-церковных или государственных ведомств. Равно как и государственно-управленческий аппарат поддерживал организационно и часто и финансово церковно-общественные и частные заведения. Благотворительность к концу XIX сложилась в общероссийскую систему солидных обществ, учреждений, обрела статус и организационное строение.

Вот как современники характеризовали сложившуюся на этот период систему благотворительности: «Современная благотворительность может быть охарактеризована как крупный экономический и правовой институт, представляющий собой совокупность частью государства, частью общественных учреждений, имеющих целью предохранить обедневших от крайней нужды посредством вспомоществования, не требуя ничего в замен».

Министерства и ведомства, в ведении которых состояли благотворительные учреждения, делились на две группы:

  • ведомства, выполнявшие исключительно и преимущественно благотворительные задачи;
  • ведомства, не имевшие специального благотворительного назначения. К началу ХХ века социальное призрение осуществляли следующие органы:
  • Учреждения и общества Министерства внутренних дел (городские, земские, приказы общественного призрения, частные общества).
  • Благотворительные учреждения состоящие под непосредственным покровительством Императорского дома (Ведомство учреждений императрицы Марии, учреждения великой княгини Елены Павловны)
  • Благотворительные учреждения Императорского Человеколюбивого общества.
  • Попечительства о бедных разного ведомства (приходские попечительства, Александровский комитет для призрения военных чинов).

В это время благотворительность стала образом жизни людей. На эту деятельность смотрели как на задачу, миссию возложенную Богом. Говорили раз Бог дал богатство то он и потребует отчета. Жертвовать –значило выполнять свои функции. К началу XX в. в России складывается более или менее стройная структура обществ и благотворительных учреждений различных типов:

  1. Общества: Императорское Человеколюбивое общество; общества попечения о тюрьмах, вспомоществования учащихся, посещения бедных, попечения о раненых и больных, дешевых и бесплатных квартир, в пользу славян и т. п.
  2. Ведомства и попечительства: Ведомство Учреждений императрицы Марии; Попечительство о домах трудолюбия и работных домах; Алексеевский Главный комитет и др.
  3. Богадельни: богоугодные заведения различных наименований (собственно богадельни, особые военные богадельни, убогие дома, убежища и др.).
  4. Детские учреждения: приюты, воспитательные дома, бесплатные школы, исправительные учебные заведения, приюты и училища для больных детей (слепых, глухонемых, увечных).
  5. Приказы общественного призрения: сеть благотворительных и воспитательных заведений (богадельни, приюты, больницы, школы и т. п.).
  6. Приюты: ночлежные приюты, приюты для служащих, магдаленские убежища, вдовьи дома.
  7. Трудовая помощь: дома трудолюбия, работные дома, земледельческие и рабочие колонии, тюремные патронаты и др.
  8. Общественное питание: народные кухни, народные (бесплатные или дешевые) столовые, пекарни.
  9. Врачебная помощь: бесплатные и дешевые больницы, лечебницы для приходящих, бесплатные аптеки.

Начинает разрабатываться методология подхода к социальной помощи. Появляются первые научные исследования по проблемам социальной патологии, формы организации и контроля нуждающихся в помощи по территориальному принципу, дифференцированный подход к категориям призреваемых и развитие принципа «трудовой помощи». Важной чертой данного периода стало зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных работников. Имелись различные курсы, ставшие началом обучения кадров для социальных служб. Появляется и такая форма социальной помощи, как «социокультурная анимация». В 1885 г. в Петербурге было основано «Общество устройства народных развлечений». Оно проводило «трезвые и дешевые» спектакли, народные гуляния, концерты, танцевальные вечера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)