Родство тональностей
В тональной музыке в качестве основных (или главных) используются, как известно, тридцать различных тональностей и все они находятся в определенных связях или соотношениях друг с другом.
Наиболее близкими по отношению к данной являются тональности, имеющие с ней много общего либо в звуковом составе и, следовательно, аккордике, либо обнаруживающие непосредственное ладофункциональное соподчинение их тонических трезвучий, как главных трезвучий лада.
На этих основаниях все тональностим подразделяются на родственные и неродственные*
[Существуют различные взгляды на родство тональностей, в соответствии с которыми строятся системы, включающие в себя несколько степеней родства. Однако поскольку этот вопрос достаточно подробно изучается в курсе гармонии, здесь мы ограничимся подразделением всех тональностей только на родственные и неродственные.]
Наиболее близкими, или родственными (в строгом смысле слова), являются лишь тональности, находящиеся в диатоническом родстве (то есть в первой степени родства) друг с другом, все же остальные будут считаться неродственными.
Для каждого мажора родственными будут те шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:
тональность параллельного минора (то есть VI ступени);
тональности доминанты и субдоминанты и параллельные им минорные тональности (то есть, соответственно, III и II ступеней);
тональность минорной субдоминанты (IVг) — от гармонического вида данного мажора:
Для каждого минора родственными будут тоже шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:
тональность параллельного мажора (то есть III натуральной ступени);
тональности натуральной доминанты (dн) и субдоминанты и параллельные им мажорные тональности (то есть, соответственно, VIIн и VI ступеней);
тональность мажорной доминанты(Dг) — от гармонического вида данного минора:
Примечание: В схемах сплошными линиями и стрелками показаны тональности, находящиеся в диатоническом родстве с данной главной тональностью (в том числе и параллельные между собой побочные тональности).
Пунктирными линиями (без стрелок) обозначены непосредственные родственные связи между остальными побочными тональностями данной ладовой системы.
Итак, в диатоническом родстве с данным мажором находятся две мажорные и четыре минорные тональности, а с данным минором—две минорные и четыре мажорные тональности.
Тональности доминанты и субдоминанты и их параллельные тональности всегда отличаются от данной мажорной или минорной тональности на один ключевой знак: доминантовые — в сторону увеличения диезов, субдоминантовые — в сторону увеличения бемолей.
А вот тональности гармонической (минорной) субдоминанты для мажора и гармонической (мажорной) доминанты для минора разнятся с основной тональностью сразу на четыре ключевых знака: первая — в сторону увеличения бемолей, вторая — в сторону увеличения диезов.
Кстати, это обстоятельство широко используется в модуляционной технике для ускорения переходов в далекие тональности.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу