Принципы нормотворчества

Под таковыми понимаются основополагающие начала, главные идеи, на которые опирается нормотворческая деятельность. Результатом последней является создание правовых норм, выраженных, как правило, в нормативных правовых актах.

К принципам относятся начала, идеи, которые отражают ведущие, объективные стороны и проявления правотворчества и характеризуют устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества.

К основным принципам нормотворчества относятся: законность, демократизм, научность, профессионализм, техническое совершенство, гуманизм, гласность (см. рисунок).

Одним из главных принципов нормотворчества является законность. Она выражается прежде всего в том, что нормативные правовые акты должны приниматься только в пределах компетенции, предоставленной субъектам нормотворчества. При этом нормативные правовые акты должны соответствовать международно правовым стандартам в области прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, законам и нормативным указам Президента РФ.

Законы как юридические документы, нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой, должны конкретизировать положения, записанные в конституционных законах, а нормы подзаконных актов — детализировать законы, помогая тем самым созданию условий для реализации предписаний законов.

Принцип законности означает также, что при подготовке любого нормативного правового акта (федерального закона, постановления правительства, инструкции федерального министерства и т.п.) следует убедиться, что решаемый с помощью нормативного правового акта вопрос относится к компетенции субъекта нормотворчества.

Из принципа законности следует, что в законе должна быть предусмотрена система контроля и надзора за соблюдением законности принимаемых нормативных правовых актов. Ряд контрольных полномочий за соблюдением законности нормативных правовых актов осуществляют судебные органы.

Следующий принцип нормотворчества — демократизм. Слово «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». Русский философ и юрист И.А. Ильин, как бы предчувствуя хаос надвигающихся революций 1917 г., писал, что каждый правовой строй должен непременно открывать людям возможность совершенствовать законы по закону, т.е. улучшать правовой порядок, не нарушая правовой порядок; правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законодательству, готовит себе неизбежную революцию.

Строительство правового государства и гражданского общества предполагает, что в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов должны участвовать различные слои общества.

Принцип демократизма в нормотворческой деятельности выражается в следующем. Проекты актов публикуются в печатных изданиях, обсуждаются на научных конференциях, коллегиях, на заседаниях экспертных комиссий и советов по вопросам нормотворческой работы, за круглыми столами, в научно исследовательских, высших учебных заведениях.

В последнее время наметилась тенденция активного обсуждения проектов нормативных документов не только научно педагогическими кадрами и специалистами практиками, которые в своей деятельности будут исполнять данные акты, но и общественностью, что является признаком становления в России гражданского общества.

Одним из основных принципов нормотворчества является научность. Принцип научности нормотворчества имеет огромное значение в период модернизации российского законодательства. Субъекты нормотворчества и субъекты, участвующие в нормотворческом процессе (сотрудники правовых управлений и департаментов, аналитики, эксперты и т. п.), руководствуясь этим принципом, обязаны учитывать разные научные взгляды и теории, которые, несомненно, могут оказать существенную помощь в правовом регулировании общественных отношений.

Здесь и теория естественного права, идеи которой вошли в Конституцию РФ 1993 г.; и социологическая юриспруденция (не секрет, что право в нашей стране иной раз рождается из реальных общественных отношений); и нормативизм, давший понятие юридической силы и разделивший нормативные правовые акты на законы и подзаконные акты; и историческая школа права (нормодатель должен учитывать настроения народных масс); и психологическая теория права (свойства человеческой психики оказывают серьезное влияние на поведение и деятельность людей, в том числе нормодателей); и теологическая теория права (в нашей стране много верующих, которые исповедуют различные религии).

Принцип научности заключается также в том, что субъекты нормотворчества и субъекты, участвующие в нормотворческом процессе, должны умело использовать практику применения права, делая на ее основе правильные выводы, обобщения и рекомендации.

В связи с этим перед подготовкой нормативных правовых актов необходимо осуществить наблюдение за объектом предстоящего регулирования, а также сбор и изучение информации, относящейся к регулируемому вопросу, т.е. провести правовой мониторинг правоприменительной деятельности и действующего законодательства.

Интересующая информация может содержаться в данных криминологических и социологических исследований, статистических и иных сведениях, материалах коллегий и различных совещаний руководителей органов власти, справках о результатах выездов в служебные командировки и т.д.

Другим немаловажным принципом нормотворчества является принцип профессионализма. Он означает, что созданием норм права должны заниматься компетентные люди. В нормотворческом процессе необходимо использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, социологов, экономистов, философов, психологов, т.е. ученых различных специальностей.

Нормодатель должен знать, как воспримут ту или иную норму разные слои населения, поэтому, кроме ученых юристов, к нормотворческому процессу необходимо привлекать юристов практиков, которые в рамках правоприменительной деятельности будут работать с этими нормами, обеспечивая конституционные права, свободы и законные интересы граждан.

На первый взгляд может показаться, что различий между принципом научности и принципом технического совершенства не существует. Действительно, все принципы нормотворческого процесса тесно взаимосвязаны, а принцип технического совершенства принимаемых нормативных правовых актов прямо вытекает из принципа научности. Но его можно выделить и как самостоятельное начало.

О важности принципа технического совершенства писал еще в 1906 г. Р. Иеринг. Он отмечал, что техническое несовершенство в праве представляет собой несовершенство всего права, недостаток, тормозящий право и вредящий ему во всех его целях.

Особое внимание принципу технического совершенства необходимо уделять для того, чтобы избежать таких характерных недостатков, как неполнота, неточность, неясность, противоречивость нормативных правовых актов.

Актуальным вопросом в современных условиях является сосредоточение в рамках отдельной науки системы научно обоснованных знаний не только о правилах, средствах и приемах нормотворческой юридической техники, но и о подготовке и принятии нормативных правовых актов, методах и принципах нормотворчества, которые составляют предмет самостоятельной науки нормографии (буквальный перевод — «пишу норму»).

Важное значение в нормотворчестве играет принцип гуманизма, иными словами, человеколюбия. Гуманизм нормотворчества виден в том, что нормы законов и подзаконных актов должны основываться на принципах свободы и справедливости. В общей теории прав человека традиционно считается, что нормы права должны не только декларировать права и свободы человека и гражданина, но и содержать условия их реализации.

Современный этап развития общества не умаляет проблему регулирования процессов обеспечения и охраны прав, свобод и обязанностей человека и гражданина с помощью нормативных документов. Если в нормотворческом процессе не будет соблюдаться данный принцип, то иные принципы нормотворчества потеряют значение.

Следующий принцип нормотворчества — гласность. Это один из признаков правового государства и гражданского общества. И если названные ценности становятся целью государственного строительства, то все нормативные правовые акты, особенно нормативные правовые акты силовых ведомств, не должны оставаться за семью печатями.

Исключением являются нормативные правовые акты или отдельные их положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Остальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Так, законы, указы Президента и постановления Правительства публикуются в «Российской газете» и официальном сборнике нормативных правовых актов «Собрание законодательства Российской Федерации». Акты парламента, Федерального Собрания РФ, публикуются в «Российской газете», «Парламентской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». При этом в законодательстве установлены конкретные сроки, в течение которых нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Например, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Выполнение принципа гласности, который является неотъемлемым признаком правового, демократического государства, способствует реализации права человека и гражданина, записанного в ст. 29 Конституции РФ, получать информацию законным путем.

Все перечисленные выше принципы нормотворчества взаимосвязаны, потому что работать они могут только во взаимодействии. Их можно назвать общими, так как они действительны для всех без исключения способов нормотворчества, в том числе для разработки и принятия нормативных правовых актов.

Подводя итоги анализа принципов нормотворчества, следует отметить, что в различные периоды истории по разным причинам они нарушались и это неотвратимо приводило к существенным негативным последствиям, в том числе к установлению авторитарных, тоталитарных и фашистских режимов.

Соблюдение общих принципов нормотворчества имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку способствует установлению надлежащего правового порядка в обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)