Праксеологические аспекты построения образовательных технологий
В последнее десятилетие все более популярным при организации образовательных процессов становится технологический под- ход. Визменяющемся обществе это отражает возрастающую потребность педагогического сообщества в надежных логических основаниях своего труда и осознанной, прогнозируемой деятельности.
Постепенно круг технологической тематики расширился и включил в себя вопросы информационного взаимодействия, учебной коммуникации, влияния на этапность развития умственной деятельности построения дидактического содержания, на разработку и реализацию проектов педагогических процессов и систем.
Из отечественных исследований в области образовательных технологий и истории их развития особо стоит выделить фундаментальные исследования В.П.Беспалько, В.И.Боголюбова, В.В.Гузеева, М.В.Кларина, В.М.Монахова, Г.К.Селевко.
В словарях технология определяется как совокупность операций, осуществленных определенным способом в определенной последовательности, из которой складывается процесс.
Помимо этого технологией принято называть область теоретического знания, описывающего закономерности и правила построения наиболее типичных для человека процедур преобразующего взаимодействия с объектами различной природы, а также предметную область в системе образования, призванную вводить учащихся в пространство современных способов организации различных технологических операций.
Словосочетание «образовательные технологии» используется как собирательный термин, включающий весь перечень технологий, используемых в образовании, но не соотносимых с каким-то конкретным видом деятельности. В современных работах встречаются упоминания о различных образовательных технологиях: технологиях обучения, воспитания, информационных, педагогических и др.
В одном случае терминологически фиксируется специфика продуктивной организации конкретного вида педагогической деятельности (технология обучения, воспитания, управления). В другом случае название отражает:
- качественное своеобразие технологии, обусловленное особенностями предметной (научной) и социальной сфер, в которых она используется (информационные, коммуникативные, педагогические, социальныетехнологии);
- степень активности субъектов образовательного процесса (интерактивные технологии);
- меру новизны (инновационные технологии).
В современном понимании образовательных технологий выделяются следующие смысловые акценты, важные в праксеологическом отношении.
- Возможность прогнозируемого получения заданных свойств и изменений предмета педагогического труда.
- Возможность нормирования способов педагогической деятельности.
- Возможность обеспечивать системность и цикличность педагогических действий.
- Возможность построения логической последовательности педагогических действий и операций, обеспечивающих продуктивность образовательного процесса.
- Возможность приведения профессиональных действий в соответствие с закономерностями развития человека и педагогических процессов.
- Возможность управлять педагогическими процессами на основе программирования, алгоритмизации, теории информации, кибернетики.
- Воспроизводимость профессиональных действий, позволяющая транслировать продуктивный опыт.
Действенность технологии как педагогической процедуры имеет специфические социально-антропологические, стратегические, логические, инструментальные предпосылки и основана на свойстве, которое можно обозначить как технологичность или способность производить запланированные изменения.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу