Праксеологические аспекты построения образовательных технологий

В последнее десятилетие все более популярным при организации образовательных процессов становится технологический под- ход. Визменяющемся обществе это отражает возрастающую потребность педагогического сообщества в надежных логических основаниях своего труда и осознанной, прогнозируемой деятельности.

Вначале смысловые акценты в понимании природы образовательных технологий делались на изучении и использовании в педагогическом процессе обучения различных средств, в первую очередь технических, а также на создании нормированных обучающих процедур путем технологичного задания целей, программирования, алгоритмизирования, т.е. на внешней стороне педагогических процессов.

Постепенно круг технологической тематики расширился и включил в себя вопросы информационного взаимодействия, учебной коммуникации, влияния на этапность развития умственной деятельности построения дидактического содержания, на разработку и реализацию проектов педагогических процессов и систем.

Из отечественных исследований в области образовательных технологий и истории их развития особо стоит выделить фундаментальные исследования В.П.Беспалько, В.И.Боголюбова, В.В.Гузеева, М.В.Кларина, В.М.Монахова, Г.К.Селевко.

В словарях технология определяется как совокупность операций, осуществленных определенным способом в определенной последовательности, из которой складывается процесс.

Помимо этого технологией принято называть область теоретического знания, описывающего закономерности и правила построения наиболее типичных для человека процедур преобразующего взаимодействия с объектами различной природы, а также предметную область в системе образования, призванную вводить учащихся в пространство современных способов организации различных технологических операций.

Словосочетание «образовательные технологии» используется как собирательный термин, включающий весь перечень технологий, используемых в образовании, но не соотносимых с каким-то конкретным видом деятельности. В современных работах встречаются упоминания о различных образовательных технологиях: технологиях обучения, воспитания, информационных, педагогических и др.

В одном случае терминологически фиксируется специфика продуктивной организации конкретного вида педагогической деятельности (технология обучения, воспитания, управления). В другом случае название отражает:

  • качественное своеобразие технологии, обусловленное особенностями предметной (научной) и социальной сфер,  в  которых она используется (информационные, коммуникативные, педагогические, социальныетехнологии);
  • степень активности субъектов образовательного процесса (интерактивные технологии);
  • меру новизны (инновационные технологии).

В современном понимании образовательных технологий выделяются следующие смысловые акценты, важные в праксеологическом отношении.

  1. Возможность прогнозируемого получения заданных свойств и изменений предмета педагогического труда.
  2. Возможность нормирования способов педагогической деятельности.
  3. Возможность обеспечивать системность и цикличность педагогических действий.
  4. Возможность построения логической последовательности педагогических действий и операций, обеспечивающих продуктивность образовательного процесса.
  5. Возможность приведения профессиональных действий в соответствие с закономерностями развития человека и педагогических процессов.
  6. Возможность управлять педагогическими процессами на основе программирования, алгоритмизации, теории информации, кибернетики.
  7. Воспроизводимость профессиональных действий, позволяющая транслировать продуктивный опыт.

Действенность технологии как педагогической процедуры имеет специфические социально-антропологические, стратегические, логические, инструментальные предпосылки и основана на свойстве, которое можно обозначить как технологичность или способность производить запланированные изменения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)