Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их классификация

В сфере оперативно-розыскной деятельности участвуют предусмотренные законом государственные органы, их оперативные аппараты, должностные лица, а также отдельные граждане и иные структуры. Как и в других видах юридической деятельности, такие юридические и физические лица именуются субъектами соответствующих правоотношений. При этом субъекты правоотношений всегда наделяются определенными правами и обязанностями, обеспечивающими их участие в этих отношениях.

Интересно
Под субъектами оперативно-розыскной деятельности понимается система компетентных государственных органов, их оперативных аппаратов и должностных лиц, наделенных законом полномочиями по организации и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, а также иных физических и юридических лиц, привлекаемых к их проведению и наделенных соответствующими правами и обязанностями, обеспечивающими участие этих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Характеризуя правовое положение субъектов оперативно-розыскной деятельности, следует учитывать, что полномочия должностных лиц предполагают определенную совокупность их прав и обязанностей. Однако в отличие от прав и обязанностей иных субъектов оперативно-розыскной деятельности, права и обязанности должностных лиц взаимосвязаны и не всегда возможно их четкое разграничение. Так, решение вопроса о заведении дела оперативного учета в связи с получением первичной оперативной информации является одновременно и правом, и обязанностью оперативного работника в зависимости от его усмотрения относительно наличия или отсутствия оснований для заведения такого дела. Причем усмотрение оперативного работника не всегда может совпадать с усмотрением руководителя оперативного аппарата. В таком случае письменное указание последнего будет обязательным для первого.

Определение оперативным работником системы оперативно-розыскных мероприятий по делу оперативного учета – его обязанность, но выбор конкретных мероприятий – право, определяемое внутренним убеждением, основанным на профессиональных знаниях, практическом опыте, а также ряде психологических и иных составляющих. Другая особенность полномочий состоит в том, что реализация служебных прав и обязанностей оперативного работника обеспечивается возможностью применения соответствующих мер государственного принуждения, как правило, административного.

Очевидно, что права и обязанности иных субъектов оперативно-розыскной деятельности более четки, а сами эти субъекты не обладают правом применения мер государственного принуждения в целях обеспечения их реализации. Таким образом, если полномочия должностных лиц, их права и обязанности имеют относительно определенный характер, то обязанности иных субъектов оперативно-розыскной деятельности всегда являются безусловными. Нарушение субъектами оперативно-розыскной деятельности своих полномочий и обязанностей влечет за собой наступление соответствующего вида юридической ответственности.

В соответствии с содержанием ФЗ «Об ОРД» всех субъектов оперативно-розыскной деятельности можно классифицировать на следующие основные группы:

  • государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица, наделенные оперативно-розыскными полномочиями;
  • должностные лица, осуществляющие контроль за оперативно-розыскной деятельностью;
  • граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе;
  • иные физические и юридические лица, участвующие в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

В теории оперативно-розыскной деятельности встречаются и иные классификационные группы субъектов оперативно-розыскной деятельности, однако основываются они на положениях не только ФЗ «Об ОРД», но и ведомственных нормативных актов, и в данном пособии не рассматриваются.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)