Понятие и сущность психотерапии

В пособии рассматриваются основные школы и методы психотерапии с точки зрения их идейно-философских основ и психологических предпосылок. Большинство ведущих психотерапевтов считают, что знание этих основ должно предварять практическую работу психолога, чтобы углубить понимание применяемых техник, а также уйти от восприятия психотерапии как технической процедуры.

Интересно
Значимость углубленного освоения обучающимися целого ряда проблем пенитенциарной психотерапии объясняется многогранностью ее как жизненного явления – проникновения в пространство бытия человека. Его сложность проявляется при анализе самых различных психических состояний, возникающих в исправительных учреждениях у сотрудников и осужденных, – психологического выгорания, психических личностных и стрессовых расстройств, процессов ресоциализации, реадаптации и других психических феноменов.

Психотерапия при этом является не только теорией, но и одним из направлений охраны психического здоровья персонала, посвященного профилактике и коррекции профессионального стресса, который ассоциируется с синдромом психологического выгорания, посттравматическим стрессовым расстройством и другими психодезадаптивными состояниями.

Психотерапия сотрудников исправительных учреждений и осужденных, безусловно, представляет самую сложную сферу как науки, так и практики. Ее освоение основывается на понимании природы преступного поведения, девиаций и целого комплекса психических аномалий и расстройств, относящихся к различным областям социальной и клинической психиатрии – дефектологии, неврозологии, стрессологии, психиатрии, патопсихологии личностных расстройств и т. д. следовательно, пенитенциарный психолог решает не столько пресловутые личностные проблемы, которых у осужденного может быть много, сколько работает в более глубокой и сложной сфере психотерапии, нежели клиническая – множественной психопатологии, сочлененной одновременно с «разноликими» стрессовыми состояниями в виде психических микстов (смешений стрессовых нарушений с психическими личностными расстройствами).

Происходящие в системе исполнения уголовных наказаний процессы трансформации ее деятельности стимулируют дальнейшее развитие пенитенциарной науки и психотерапевтической практики. Освоение курса «основы психотерапии в уголовно-исполнительной системе» построено на рассмотрении теоретических аспектов академической психотерапии на стыке психологических, педагогических, медико-биологических, социальных и других наук. как предмет пенитенциарной практики она обращена к вопросам защиты здоровья сотрудников пенитенциарных учреждений и повышения уровня и качества жизни различных категорий осужденных.

Особое место в этом принадлежит привлечению гуманитарных и фундаментальных естественнонаучных теорий к решению целого комплекса проблем, связанных с преодолением одностороннего подхода к психической сущности человека и углубленным изучением его психических состояний в экстремальных условиях, к каким относится нахождение человека в исправительном учреждении.

В истории психотерапии выделяют два больших (основных) периода:

  • донаучный, охватывающий тысячелетия;
  • научный (XIX– XX вв.).

История отечественной психотерапевтической мысли является составляющей в истории развития мировой психотерапии. Описание истории психотерапии опирается на два основных критерия – внутреннюю логику развития самой науки и влияние внешних социально-экономических, культурных факторов на развитие психотерапии как аспекта психиатрии, а в широком смысле и медицины, психологии, педагогики, социологии, философии.

Важной закономерностью развития психотерапии как науки, вышедшей из врачевания, опирающейся на философию, находящейся на стыке физиологии, психологии, педагогики и социологии, является ее направленность на выработку единой теории. Психоанализ, бихевиоризм, экзистенциализм и другие претендовали именно на такую теорию, однако ни одно из них на современном этапе не удовлетворяет требованиям единственной теории.

Большинство ведущих психотерапевтов считают, что современная практика психотерапии представляется абсолютно абсурдной, поскольку сегодня использует более 600 форм и методов. Как правило, они базируются не на научно обоснованной доктрине, а формируются по принципу направлений, возглавляемых той или иной группой адептов или «гуру»1. Многие методы при этом содержат не согласующиеся и противоречащие друг другу представления о внутреннем мире человека, психическом и психологическом здоровье, механизмах развития психопатологических расстройств. В них также отсутствуют данные о теории психотерапевтического изменения клиента и т. п.

В современной психотерапии принято выделять две модели – медицинскую и психологическую основной упор в медицинской модели делается на знании нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств и т. д. основной мишенью («адресатом») такой психотерапии является симптом, поиском и ликвидацией причины которого психотерапевты практически не занимаются. Активность терапевтируемого (пациента/клиента) сводится к вере во врача и проводимое лечение.

В отличие от этого психологическая модель связана с пониманием психотерапии как мира сказок, метафор, к которому неприложимы законы естественнонаучного знания. В таком случае общепринятое классическое определение психотерапии как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место самым различным метафорам психотерапевтического контакта.

К ним можно отнести:

  • «взаимодействие» – когда активен и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций);
  • «сосуществование» – когда подчеркивается идея об обмене эмоциями и смыслами;
  • «внутреннее постижение» – когда клиент развивается в ментальном пространстве по им же определяемой траектории;
  • «безусловная любовь» – когда отношения клиента и психотерапевта наполнены любовью и принятием.

Но и на этом пути развития психотерапии теория отстает от реального психотерапевтического процесса. Психотерапия, ориентированная на теорию, часто становится лишь интеллектуальным времяпрепровождением, поскольку теоретические конструкты в виде знания клиента психотерапевтом не гарантируют позитивного изменения клиента. Считается, что применяемые научно обоснованные академической теорией подходы и методы часто не запускают у клиента внутреннего процесса, и над ними должно быть что-то важное, но ускользающее от концептуализации, чему трудно научить, но без этого неосуществима глубинная психотерапия.

Интересно
Метафоры этой надстройки в виде интуиции, эмпатии, культуры психотерапевта и т. п. уступают мысли к. г. Юнга о том, что личность психотерапевта является лучшей формулой психотерапии. Особенностью психологической модели психотерапии является убежденность в том, что за клиента решить его проблему невозможно, а психотерапевт лишь сопровождает клиента в глубину переживаний, помогая найти ресурс изменения и решения своих проблем.

Иначе психологическая модель ориентирована на распространение психологической культуры и мышления на сферу помощи людям, имеющим психологические проблемы. Несмотря на кажущееся различие между медицинской и психологической моделями психотерапии их объединяет ориентация на помощь клиенту. Поэтому психотерапевту необходимо знать обе модели, так как для снятия тревоги, фобий и т. п. часто необходима работа с глубинными личностными переживаниями, тем более что далеко не у всех клиентов имеется желание работать на таком уровне.

Медицинский подход к пониманию психотерапии прослеживается в следующих ее определениях, включающих такие понятия, как «лечебные воздействия», «больной», «здоровье» и «болезнь». Психотерапия при этом трактуется в системе следующих определений: «система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека», «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья», «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

К определениям психотерапии, в которых фокусируются психологические подходы, можно отнести следующие:

  • особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;
  • средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными;
  • длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений;
  • персонализованная техника, представляющая собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями.

Существует определение психотерапии, которое рассматривает ее как деятельность, осуществляемую психологом, прошедшим специальную подготовку, основанную на теоретических, эмпирических и практических знаниях. Работа психотерапевта имеет широкий диапазон: от простого снятия симптома до глубокой и долговременной работы над личностью. Психотерапией может считаться и система лечебного воздействия на организм, поскольку психотерапия давно вышла за рамки психиатрической патологии и применяется при болезнях самого широкого профиля.

Под психотерапией понимается также ряд методов, применяемых в практике и доказавших свою эффективность. И если врачи под методом психотерапии понимают принцип лечения, вытекающий из патогенеза заболевания, то для психологов метод означает научную парадигму, находящуюся в рамках данной психологической ориентации. психотерапевтические методы при этом могут интерпретироваться и как методологические нормы, если их описание содержит информацию об инициирующей ситуации и содержании проблемы. психотерапевтические методы представлены простыми или сложными вмешательствами в виде психотерапевтических техник, таких, например, как фокусирование, интерпретация или конфронтация.

При всем разнообразии психотерапевтических подходов в академической психотерапии обычно выделяют три основных направления (типа) психотерапевтического вмешательства, соответствующие трем психотерапевтическим теориям – психодинамической, поведенческой и гуманистической («опытной»). Под психотерапевтическим вмешательством, или психотерапевтической интервенцией, понимают вид (тип, форму) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. При этом термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать и конкретный психотерапевтический прием в виде разъяснения, уточнения, стимуляции, вербализации, интерпретации, конфронтации, научения, тренинга, советов и т. д., а также общей стратегии поведения психотерапевта.

Психологическая коррекция, под которой понимается направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида, соответствует принятому в зарубежной литературе термину «психологическое (клиникопсихологическое) вмешательство». Под психологическим консультированием подразумевают процесс, направленный на помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений психологического характера.

Выделяют три подхода к психологическому консультированию:

  • проблемно ориентированное консультирование;
  • личностно ориентированное консультирование;
  • консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Во многих случаях различные авторы объединяют психологическую коррекцию и психологическое консультирование в единое смысловое поле психологического воздействия и относят к собственно психотерапии, часто заменяемой в психологии термином «терапия». С этим трудно не согласится, если участь, что во многих случаях простая беседа или «оброненное» замечание или слово способны оказать весьма эффективное позитивное воздействие на человека. Развитие и становление антропологической и социальной медицины, включая психодинамическую психиатрию и психосоматику, а также эффективность психотерапии обусловливают сближение психотерапии и медицины. Это означает возвращение к принципу древних врачей, указывающих, что сому невозможно лечить без психики.

Психотерапевтический процесс в основном включает три этапа:

  • предварительный (установление оптимального контакта, вовлечение клиента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии; прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений, определение психотерапевтических мишеней);
  • собственно психотерапия (применение определенных методов и техник, закрепление достигнутых результатов);
  • окончание курса психотерапии (осуществление обратной связи с клиентом).

К фазам психотерапевтического процесса относятся:

  • показания;
  • создание терапевтических отношений и объяснение целей;
  • проигрывание терапевтического научения;
  • оценка до и после окончания терапии. Фаза показания имеет следующие цели:
  • постановка диагноза;
  • выбор метода терапии;
  • при необходимости – медицинское обследование;
  • информированное согласие.

Фаза создания терапевтических отношений и объяснения целей направлена на ролевое структурирование, формирование ожидания позитивных изменений, объяснение этиологии в случае необходимости. В фазе проигрывания терапевтического научения преследуются такие цели, как овладение навыками и умениями, анализ мотивов поведения, реструктурирование образа «Я». Целями в последней фазе психотерапевтического процесса являются психодиагностика достижения, достижение цели, гарантия результата. Все указанные цели реализуются различными средствами: интервью/анамнез, личностные и клинические тесты, проявление эмпатии, пояснение «правил игры», терапевтический контакт, применение психотерапевтических техник, непрерывное наблюдение и оценка течения терапии, диагностика и сокращение числа сеансов.

Представленная схема отражает приблизительную структуру психотерапевтического процесса. Психотерапия является творческим процессом, в связи с чем допустимы изменения как последовательности этапов, так и набора применяемых средств. В этом смысле психотерапия находится между наукой и искусством, если под практикой понимать не набор усвоенных манипулятивных техник, но применимое в каждом случае индивидуальное решение психотерапевта. После окончания терапии необходимо установить обратную связь, что повышает эффективность психотерапевтического вмешательства и ответственность психотерапевта.

Психотерапия тесно связана с другими стратегиями вмешательства. Работа командой (team), в которую могут входить психотерапевт, психиатр, социальный работник и другие специалисты, представляется идеальной моделью организации службы психического здоровья. При отсутствии таких условий психотерапевт (психолог или врач) не должен позволять себе перешагивать профессиональное поле психиатра, и наоборот. Так, психиатр обязан осознавать, что лечение посттравматических стрессовых расстройств вполне может быть проведено без фармакологического вмешательства, а психотерапевт в случае диагностирования психоза обязан отсылать пациента на прием к психиатру. Границы работы психотерапевта (психолога), психиатра, социального работника на практике зачастую оказываются прозрачными.

Г. М. Шавердян указывает, что психотерапия опосредует три мира и три способа рассмотрения человека, которые взаимно определяют и дополняют друг друга:

  • телесноприродный мир;
  • психический мир;
  • духовный мир.

Телесноприродный мир изучается естественнонаучным способом, психический – методами психологии, духовный – духовно-научным способом. Психотерапия «задействована» во всех трех мирах и использует соответствующие им способы рассмотрения. Определяя множественные и различные связи физиологии с психическими функциями или профилями личности, психотерапия опирается на естественнонаучные данные и применяет числовую систему обработки данных, то есть психологическое и клиническое тестирование. Общий вектор психотерапии – лечение психики и тела через психическое.

Интересно
К методам психотерапии, ставящим приоритет исследования духа, можно отнести психосинтез, трансперсональную психотерапию, христианскую психотерапию. Напротив, психоанализ акцентирует биологическую природу человека. Таким образом, психотерапия вобрала в себя культуру духа, психологический запрос и биологическую детерминированность и, невзирая на противоречивость оснований методов, создала мосты внутри взаимоотношений между «логосбиосоциоиндивидуальность».

Анализ индивидуального опыта бытия в мире обращен к таким событиям биографии человека, которые не могут быть зафиксированы, как анамнестические данные. Это вехи становления личности, скрытый внутренний срез ее биографии, тяготеющий быть выработанным и узнанным. Здесь все совершает пациент вместе с психотерапевтом, который содействует изменению ракурса восприятия человека и ведет к прорывам на новые уровни осознания себя и мира.

Цель психотерапевтической работы заключается не в регистрации чего-либо (симптома, знания, диагноза, события, лечения и пр.), а в том, чтобы личность сама могла бы приобрести способности, которые привели бы ее к познанию себя и своего жизненного пути. Поэтому анамнез в обычном смысле слова должен быть дополнен внутренним анамнезом – фиксацией событий, относящихся к истории становления самосознания индивида. Применяемый в практической работе сбор анамнеза имеет две основные цели – познание «внешней» и «внутренней» биографии клиента.

Они содержат ряд существенных различий:

  • достичь первого просто, это дается без особенных усилий, не требует собственного совершенствования;
  • достижение второго гораздо сложнее, требует больше времени и нового уровня сознания исследователя;
  • первое ближе к критериям научности, второе – к истине и жизни;
  • первое поддается систематизации, второе не поддается;
  • первое направлено на определение симптома и диагноза, второе – на преобразование личности;
  • первое тяготеет к установлению всеобщих законов психического как сочетания личностных и ситуативных факторов, второе направлено на обнаружение индивидуальных условий формирования проблемы и признаков духовно-душевных передвижек; первое основано на рассудочных категориях, второе помимо рассудочных категорий включает интуитивные прозрения;
  • первое основано на естественнонаучных выкладках понимания психики и приводит к границам познания, второе вскрывает глубинные корни душевной жизни.

Возможность подобных противопоставлений происходит от наличия различий во всех центральных категориях исследования. Внешний анамнез фиксирует состояние человека или его составляющую как отдельное «пространственное» событие, центр изучения внутреннего анамнеза – весь человек в динамике его становления в потоке времени. И речь идет не о снятии проблемы, но о развитии и приобретении способности, которая может вывести из кризисного состояния, и о том, чтобы направить энергию кризиса на развитие, утилизировать его, а не подавить.

Невзирая на различия эти два типа анамнеза могут дополнять друг друга. Психотерапевту приходится учитывать все данные «внешнего» и «внутреннего» анамнеза, все особенности построения телесного, психического и духовного организмов человека. Данные «внешнего» анамнеза должны служить для установления внутренних связей между событиями судьбы, чтобы привести человека к ощущению того, как действует его судьба.

Из переживания своей судьбы и серьезного ее принятия он может получить укрепляющие и целительные воздействия на психическое здоровье. Поэтому болезнь, личность и судьба, рассматривающиеся в «плоской проекции» современного медикопсихологического образования, должны дополняться перцепцией глубинного жизненного плана. Б. Д. карвасарский считает, что несмотря на существующее разнообразие методов, имеющихся в каждой из трех школ (психодинамической, поведенческой и опытной), в рамках каждого из этих основных направлений психотерапии теоретические подходы являются общими.

Автор указывает, что только четкие представления о теоретической основе, на базе которой осуществляется психотерапевтическое вмешательство, может помочь в овладении основными методами и навыками практической работы. Следует отметить важное обстоятельство о крайней размытости понятия метода в психотерапии, что проявляется в его многочисленных классификациях. Так, С. Ковалев разделяет их на инструментальные, соответствующие лицам, экзистенциальные и духовные.

По критерию поставленных перед специалистом задач все методы психотерапии можно также подразделить:

  • на релаксационные, приводящие психику человека в относительно равновесное состояние;
  • направленные на снятие конкретной проблемы или симптома;
  • личностно ориентированные, направленные на глубинную трасформацию личности.

Вне зависимости от ориентированности подхода каждому методу психотерапии соответствуют принципы или идеи, почерпнутые из философии. Философские идеи, являясь предпосылками возникновения школ психологии и психотерапевтических методов, определяют гуманитарную направленность психотерапии. Поэтому психотерапевт должен идти от гуманитарного, а не от естественнонаучного образования. По духу своему он гуманитарий, с той лишь разницей, что ни одна идея не остается умозрительной абстракцией, как в философии, но переходит в практику собственного осуществления, приобретает субстанциональность, оформляет и воспитывает волю.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)