Механизм правового регулирования, его элементы

Правовое регулирование, лишь один из каналов воздействия права на общественную жизнь, однако он наиболее формализованный и организованный. Как же он организован? Из каких элементов складывается механизм правового регулирования? См.рисунок.

Механизм правового регулирования включает нормы права, юридические факты, акты применения права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, правосознание. Каждый элемент механизма правового регулирования выполняет в нем свои задачи и функции. Рассмотрим их более детально.

Нормы права — начальное звено механизма правового регулирования. Их задача заключается в том, чтобы установить от имени государства общее правило (модель, образец), которому должны следовать субъекты.

Нормы права, сами по себе большая и сложная система. Они различаются по месту в иерархии норм, по степени абстрактности, способам изложения, функциональному назначению, отраслевой принадлежности и т.д. Но в одном все нормы сходны: они закрепляют общие, рассчитанные на неограниченный круг лиц и неоднократное применение, правила поведения. В этом качестве нормы права выступают отправным элементом механизма правового регулирования.

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, которые как бы включают нормы права, приводят «спящие» нормы в действие. Юридическими фактами могут быть поступки человека (правомерные, противоправные), действия государственных органов и должностных лиц, наконец, юридическое значение могут иметь и не зависящие от воли человека природные обстоятельства (наводнение, землетрясение, тайфун, ливень, засуха, заморозки).

Некоторые юридические факты имеют сложную природу, включают как объективные, так и субъективные признаки (например, участие человека в чрезвычайных ситуациях и военных действиях).

Акты применения норм права требуются для того, чтобы «включить» норму права, когда действий самих субъектов недостаточно — требуется властно волевое решение государственного органа или должностного лица.

Например, для возникновения юридической ответственности самого факта совершения правонарушения недостаточно:

  • нужно, чтобы компетентный государственный орган (например, суд) возложил эту ответственность;
  • для поступления на государственную службу также в отношении гражданина следует издать соответствующий приказ;
  • для возникновения права на пенсию необходимо, чтобы эту пенсию назначили, и т. д.

Во всех перечисленных случаях акт применения права завершает состав юридических фактов и служит обязательным условием для возникновения следующего элемента механизма правового регулирования — правоотношения.

Правоотношения — это своеобразные общественные отношения, возникающие на основе норм права и юридических фактов. Своеобразие их заключается в том, что стороны — участники правоотношения наделены юридическими правами и обязанностями.

По сравнению с нормой права правоотношение на шаг ближе к жизни, к практике, к реальному поведению субъектов. Если нормы права образно можно сравнить с костюмами, выставленными в витрине магазина, то правоотношения — это «костюмы», купленные и надетые на участников отношений, причем «костюмы» активные, побуждающие субъектов действовать определенным образом.

Акты реализации прав и обязанностей — завершающее звено механизма правового регулирования. В случае, когда участники правоотношения используют свои права, а противостоящие им субъекты исполняют свои обязанности, правовое регулирование доходит до логического конца, поскольку достигается цель, ради которой принималась юридическая норма и работал весь механизм правового регулирования.

Акты реализации прав и обязанностей с точки зрения своего социального содержания есть сами общественные отношения: механизм правового регулирования лишь помог этим общественным отношениям проявиться, сформироваться в направлении, желательном для общества и государства.

Если субъективные права по каким то причинам не могут быть использованы, обязанности не исполняются, а запреты не соблюдаются, может еще раз потребоваться акт применения права, чтобы привести их в действие.

Правосознание дает оценку работе механизма правового регулирования и выполняет в нем функцию обратной связи: если цели правового регулирования не достигнуты, норма права не реализована, правосознание сигнализирует, что в правовом регулировании допущен сбой, а механизм правового регулирования работает в целом не  эффективно.

Рассмотрим действие механизма правового регулирования на нескольких конкретных примерах.

Допустим, гражданин принял решение о покупке автомобиля. В автомобильном салоне он выбрал подходящую модель и убедился, что она отвечает всем его требованиям. После этого он уплатил в кассу стоимость автомобиля, а салон, в свою очередь, оформил гражданину документы о праве собственности на автомобиль.

Схема регулирования: нормы права → юридические факты (договор купли продажи) → правоотношения (права и обязанности покупателя и продавца) → акты реализации.

Автомобиль — дорогое имущество, к тому же источник повышенной опасности, поэтому законодательством предусмотрена государственная регистрация автомобилей. С документами на право собственности гражданин отправляется в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД), платит соответствующие сборы и, отстояв длинную очередь (здесь механизм правового регулирования допускает явный сбой), получает свидетельство о регистрации автомобиля и государственный номер.

Схема регулирования: нормы права → юридические факты (право собственности на автомобиль, заявление о регистрации) → акты применения норм права (решение уполномоченного должностного лица) → правоотношения → акты реализации прав и обязанностей (выдача регистрационных документов и государственного номера).

Обрадованный владелец автомобиля по дороге домой несколько превысил скорость и был остановлен инспектором ГИБДД, который наложил на него штраф. Будучи законопослушным гражданином, владелец автомобиля отправился в банк и немедленно оплатил сумму штрафа.

Схема регулирования: норма права → юридический факт (правонарушение) → акт применения права (наложение штрафа) → правоотношение → акт исполнения обязанности (уплата штрафа).

Мы рассмотрели три разных случая: покупку автомобиля (гражданско-правовое отношение), его регистрацию (административное правоотношение), ответственность за нарушение (правоотношение юридической ответственности). Обратите внимание: все случаи различны по содержанию, но механизм правового регулирования во всех трех ситуациях оказался одинаков (исключая акт применения права, которого в первом случае нет).

Ценность категории «механизм правового регулирования» заключается в том, что она выявляет основные, типичные звенья процесса правового регулирования. Это позволяет, в частности, научно подойти к вопросу совершенствования механизма правового регулирования, поиску путей повышения его эффективности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)