Иерархический принцип построения психотерапевтических программ

Одним из важнейших принципов построения психотерапевтических программ является иерархический принцип, основанный на постулатах философии, биологии и других дисциплин. Инструментом анализа данного принципа служит системный подход к деятельности различных функциональных систем. Так, при рассмотрении деятельности такой целостной функциональной системы, какой является профессиональная деятельность сотрудников, направленная на ресоциализацию осужденных, с позиции теории функциональных систем (тФс) П. К. Анохина и К. В. Судакова становится очевидным ее негативный характер.

Интересно
Отрицательный результат деятельности функциональной системы связан с рассогласованием, конфликтом с ее опорными механизмами функционирования. Это вытекает из постулата (закономерности) теории, утверждающего, что деятельность любой социально-психологической функциональной системы своей конечной целью должна иметь развитие, то есть позитивное целеполагание. согласно теории функционирование «бесцелевой» Фс адаптации неизбежно сопровождается ее стагнаций и распадом.

С этих позиций работа сотрудников по адаптации осужденных к условиям исправительного учреждения дисфункциональна по своей сущности и соответствует понятиям психической и духовнонравственной дезадаптации. Это объясняется тем, что адаптация не является целью исправления и пребывания осужденных в исправительных учреждениях. Финалом дестабилизации Фс выступают профессиональная деформация личности сотрудника и дальнейшая криминализация осужденного.

В этом кроется многовековое противоречие всех Фс многочисленных пенитенциарных практик, принцип ресоциализации которых не имел или не имеет общей и субъективной положительной сверхцели. необходимо также отметить, что ретроспективный анализ Фс жизнедеятельности субъектов исправления (осужденных) до попадания в иу позволяет сделать вывод, что социально-психологическое функционирование Фс их жизнедеятельности в большинстве случаев имеет аналогичную форму рассогласования с целью жизни человека и носит тот же дезадаптивный стагнационный характер. Это согласуется с данными, что развитие стрессовых расстройств у осужденных в значительной мере связаны с наличием у них исходной психопатологии, то есть те или иные формы стрессовой дезадаптации уже имели место до попадания в исправительное учреждение в виде различных форм плр.

Дисфункциональный характер деятельности Фс приводит к развитию стрессовых состояний, отражающих переход плр с невротического на пограничный и психотический уровни, то есть формирование тяжелых смешанных форм психопатологии (психических микстов). они представляют всевозможные формы отклонений психики и поведения осужденных, вплоть до развития соматозов.

С этих позиций системогенез Фс субъектов (сотрудников и осужденных) отражает не столько механизмы развития психологического стресса и адаптации (реадаптации), сколько процессы стагнации (дезадаптации) данной Фс. их преодоление посредством реализации успешной стратегии совладания со стрессом и плр должно достигаться на основе преобразования внутреннего мира, направленного на получение положительного результата деятельности.

Интересно
Следовательно, под истинной (позитивной формой) деятельности Фс следует понимать не работу сотрудников по психологическому сопровождению и приспособлению осужденного к пребыванию в исправительных учреждениях, а целенаправленный процесс трансформации (психодинамики) его состояния в сторону глубокого психического развития посредством духовного перерождения личности, а не «успешной ресоциализации».

В этой связи главной задачей уголовно-исполнительной системы является создание необходимых условий для успешного развития (генеза) функционирования Фс (адаптацииреадаптации) с положительным результатом ее деятельности, приводящим к духовному преображению личности осужденного, исключающим возможность рецидива противоправного поведения. Основа подобной трансформации раскрывается на базе принципа иерархичности функционирования Фс.

Так, согласно ресурсной теории совладающего поведения, ресурсы имеют многомерную организацию, включающую наряду с психологическими, психическими и соматическими резервами ряд обусловливающих факторов (социально-личностных, регулятивных, культурных и т. д.). Адекватность результата системогенеза Фс на пути психотерапии дезадаптивных состояний объясняется динамикой и балансом расходования, истощения или сохранения имеющихся резервов субъекта.

С позиции теории системной иерархии и тФс ресурсная модель совладающего поведения человека представляет ресурсную субсистему со своей структурно-функциональной организацией, имеющей вертикальную архитектонику построения с расположением резервов на соответствующих уровнях структуры. Функционал иерархии этой субсистемы обеспечивает упорядоченность многоступенчатого «комплектования» и использования резервов по степени их важности и доступности в соответствии с принципом подчинения нижележащих компонентов уровней и субуровней резервов (и работы по их излечению, то есть ресурсов) компонентам вышележащих уровней.

Все нижележащие уровни резервов подчиняются верхнему – психологическому – образующему свои субуровни, включающие самые различные личностные образования, свойства и константы, отвечающие критерию психологических ресурсов. Обладая автономной иерархией, уровень психологических резервов обеспечивает множество защитных функций личности – приспособлений, умений и стратегий совладающего поведения личности. Психологические ресурсы личности способствуют преодолению психологической проблемы (стресса) и составляют основу общего адаптационного потенциала, объединяющего саморегуляцию, контроль поведения, психологические защиты и стратегии совладания.

Наряду с темпераментальными, ценностно-смысловыми, когнитивными, мотивационными и другими психологическими ресурсами выделяют эпиуровень духовных метапсихологических ресурсов (резервных возможностей человека), или духовный слой. основываясь на духовной парадигме стресса и принципах адаптации, утверждается, что наивысшим (верховным) образованием (фактором или регистром) психологического уровня является духовность. Это образование представляет системообразующий фактор развития внутреннего мира человека и определяет его устойчивость к стрессу.

Духовный ресурс, выступая главным регулятором адаптации, осуществляет актуализацию ресурсов разного уровня и типа. под его влиянием в определенной последовательности осуществляется мобилизация других психологических ресурсов личности. Наличие и активизация духовного уровня обеспечивает координацию, запуск и управление компонентами всех уровней и субуровней структуры адаптационных резервов.

Причем духовный ресурс включается в регуляцию расхода психической энергии уже на первом этапе стресса, то есть при встрече и осознании стрессора. Общий и специфический потенциал адаптации психологического уровня личности обеспечивает ее устойчивость, саморегуляцию, самоэффективность, выносливость, выживаемость и жизнестойкость при неблагоприятных обстоятельствах. Особенностью функционала иерархической субсистемы ресурсов является ее гибкость, компенсируемость и способность к накоплению ресурсов. То есть дефицит, например, ресурсов самоидентификации или самопостижения может компенсироваться такими ресурсами, как самопожертвование, мировоззрение, стремление к справедливости и высшим целям.

Следовательно, с позиции тФс под положительной (истинной) адаптацией осужденного к условиям исполнения наказания следует понимать только такую деятельность (системогенез) Фс адаптацииреадаптации, которая строится на принципе иерархичности и отвечает требованиям развития успешной ресоциализации в виде положительной психологической трансформации его личностных свойств (внутреннего мира). Это во многом опосредуется включением механизмов субсистемы ресурсов совладающего поведения, актуализирующих процессы самопознания, саморазвития и саморегуляция личности осужденного. Позитивное изменение свойств, черт и интенциональности субъективного мира осужденного, направленное на духовное развитие его личности, представляет главную цель всей пенитенциарной практики.

Интересно
Важность духовного фактора в целенаправленной деятельности Фс адаптации/реадаптации убедительно выявляется с помощью анализа смысловой составляющей концепта адаптации, присущей различным научным школам и направлениям академической психологии. Так, в социально-психологических работах позитивная социальная адаптация рассматривается в качестве выработки правосообразного поведения осужденного в виде функциональной и организационной форм его приспособления к новым условиям существования.

Однако ее наиболее часто возникающим вариантом является ситуативная (парциальная) адаптация в виде внешнего приспособления осужденного к жизнедеятельности в исправительном учреждении. Это связано с необходимостью преодоления достаточно серьезных барьеров, связанных с внешними условиями (негативными характеристиками пенитенциарной среды), социально-психологическими (убеждениями, принципами, привычками, стереотипами поведения и т. д.) и социокультурными (ценностно-нормативными и т. д.) характеристиками субъекта.

Их анализ показал, что наряду с интериоризацией новых понятий, установок, норм, социальных связей и отношений, необходимых для развития позитивной стрессовой адаптации, основная роль в этом процессе принадлежит формированию духовных констант мировоззрения или духовных структур сознания. В этой связи обращение к целостному образу личности, ее структуре, содержанию и направленности ценностно-смысловых ориентаций имеет особую важность, поскольку не только понятия и личностные смыслы, но и интенциональность внутреннего мира субъекта определяют характер процессов социальной адаптации к исправительному учреждению и социализации, которые взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга.

Внешней же формой проявления адаптационных процессов, позволяющей оценивать успешность их протекания, является адаптационное поведение, под которым понимается процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, опосредующий согласованность взаимных требований и ожиданий и реализующий определенные механизмы социальной адаптации. изменению условий исправительного учреждения и гуманизации отношений к осужденным придается первостепенное значение для их успешной адаптации и ресоциализации.

В. П. Зинченко отмечал, что сознание – это одновременно явления душевной жизни и реальные результаты этой деятельности, которая не является психологической или психической.

То есть сознание не ассоциируется с внутренней психологической реальностью, экранированной нашим Я, а эпифеномен сознания следует изучать на высших уровнях иерархии духовного мира человека. Считается также, что сознание автопоэтично, то есть непрерывно воспроизводит само себя, поддерживает свою идентичность через свой постоянный поиск и становление. Этот феномен лежит в основе интуиции, озарения и инсайта путем восполнения недостающих звеньев и самодостраивания целостного образа.

В отличие от логики, которая аналитична, интуиция всегда холестична (целостное схватывание), инсайт же представляет эмерджентное явление в виде неожиданного скачка в понимании, внезапного обнаружения смысла, связанного с новым соединением образов. На уровне междисциплинарных исследований рассматриваются проблемы когнитивного процесса созидания смыслов в качестве идеальной предметности трансцендентальной феноменологии, а также вопросы взаимосвязи когниций с воспитанием сомы, умным чувством, созерцанием, истиной, творчеством, добром и трансформацией телесного в духовное и т. д.

Таким образом, психические феномены и другие проявления системогенеза – деятельности целостной Фс исправительного учреждения – следует изучать на основе междисциплинарного подхода, включающего принцип иерархичности. Фс деятельности всей совокупности пенитенциарного учреждения всегда будет лишена смысла и представлять стагнацию и распад, если ее системная организация не будет направлена на развитие высших психических функций в виде самопознания, самоосознания, творчества и обретения духовности. она должна представлять развитие (самопостроение) «вертикальной» духовно ориентированной структуры (уровня) развития сознания (души, «сердца»), опосредующей регуляцию всех функций высшей психической деятельности и поведения осужденных.

Духовный слой сознания представляет собой его вертикальное измерение, и вершиной его является символ. при этом именно в духовном слое берут начало контрфакты (копинги), противодействующие стрессовой дезинтеграции, а стрессовые реакции (состояния, процессы) при этом все больше выглядят «переменными» высших психических процессов, разыгрывающихся на двух других низших слоях сознания. таким образом, стресс, как и другие функциональные психические состояния (фрустрация, конфликт, кризис), в постнеклассической психологии следует рассматривать в качестве состояний сознания, возникающих вследствие дефицитарности духовного слоя сознания.

Бесчисленным попыткам работы с различными структурами психического уровня, имеющего «горизонтальное» построение (в виде преимущественно когнитивной системы резервовресурсов), противостоит сама иерархическая природа человека как духовного существа, обладающего иерархической структурой резервов и защит (копингов).

Исключение основного копинга совладающего поведения в виде духовности, равно как и главного целеполагания жизни человека – его духовного развития, приводит не только к срыву процесса адаптации осужденных, но и к деформации психической сферы сотрудников, наделяя всю Фс исправительного учреждения патологическими чертами и свойствами. В таких условиях длительно протекающий психологический стресс при явной духовной дефицитарности (недостаточности резервных возможностей) осужденных сопровождается истощением глубинных адаптационных ресурсов и, как следствие, нарушением механизмов и процессов психической адаптации на психическом и соматическом уровнях. Срыв приспособительных (адаптационных) механизмов осужденных и взаимодействующего с ними персонала (как части Фс) означает переход в фазу патологической адаптации или формирования качественно новых состояний – процессов психической дезадаптации, которые детерминируют запуск и развитие психической и психосоматической патологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)