Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО

Рассмотрим основные характеристики (признаки) «эффективного взрослого обучающегося» в системе ДПО и «эффективного преподавателя системы ДПО», что важно для понимания сути процесса реализации системы технологий профессионально-ориентированного обучения.

Основными характеристиками (признаками) «эффективного взрослого обучающегося» в системе ДПО являются:

  • осознанность информационно-познавательного, профессионально-образовательного запроса, которая выражена в понимании целей, смысла обращения к тому или иному образовательному контенту, содержанию конкретной программы ДПО;
  • способность к рефлексии, самоанализу по поводу осмысления содержания, технологий и результатов процесса обучения;
  • логичность, критичность, самостоятельность мышления, которые позволяют адекватно оценивать и корректировать ход обучения по программе ДПО;
  • открытость, дивергентность мышления, которые проявляются в способности взрослого человека принимать множественность взглядов на мир, окружающую действительность, видеть иные точки зрения, отличные от собственных;
  • высокий уровень интерпретационной культуры взрослого обучающегося, который позволяет находить и раскрывать другим собственные смыслы получаемой учебно-познавательного и профессиональ-нообразовательной информации по мере освоения содержания программы ДПО;
  • умение выстраивать позитивные личностно-деловые взаимоотношения в другими членами учебной группы, преподавателями, руководителями баз стажировок.

«Эффективным преподавателем системы ДПО» является тот преподаватель, который умеет успешно разрешать следующие основные андрагогические задачи: 

  • осуществить диагностику индивидуальных, типовых, групповых проблем аудитории взрослых обучающихся, в частности, диагностировать степень мотивированности слушателей на освоение конкретной программы ДПО, выявлять учебно-познавательные и профессионально-ориентированные запросы, потребности контингента слушателей;
  • диагностировать актуальный уровень общеобразовательной и общепрофессиональной подготовленности, профессиональной компетентности, а также уровень притязаний по отношению к результатам освоения программы ДПО;
  • диагностировать «пробелы» в системе знаний, которые необходимы для качественного освоения конкретной программы ДПО и реализовывать коррекционные мероприятия по ликвидации «пробелов»;
  • определять готовность слушателей обучаться в предлагаемой форме, изучать учебную дисциплину на основе конкретных технологий обучения и в случае негативного отношения, отторжения изменять методику преподавания;
  • создавать условия для продуктивного межличностного взаимодействия в процессе обучения;
  • оказывать квалифицированную необходимую помощь в адаптации взрослых обучающихся к условиям обучения в системе ДПО, помощь в профессиональном самоопределении и выборе индивидуального образовательного маршрута и режима обучения, в понимания перспектив профессионального и личностного роста;
  • предоставить каждому слушателю курсовой подготовки возможность для самовыражения, самореализации в учебном процессе;
  • гарантировать получение слушателями курсовой подготовки конкретного образовательного продукта, который можно «перенести» в ситуации профессиональной деятельности (например, алгоритмы и программы действий, технологии, проекты и др.);
  • диагностировать трудности (социально-психологические, психофизиологические, социально-педагогические), которые характерны для конкретного контингента учебной группы.

Приведем краткую характеристику вышеперечисленных трудностей.

Социально-психологические трудности связаны с тем, что, как правило, взрослым людям бывает некомфортно, а иногда просто страшно, оказаться в позиции ученика. Особенно это характерно для лиц, которые занимают достаточно высокое административно-должностное и социальное положение. Психологически многие взрослые люди не готовы к добровольному «превращению» в «объект педагогических влияний».

Психофизиологические трудности слушателей курсовой подготовки, как правило, обусловлены тем, что у некоторых взрослых людей возникает негативизм в отношении своей способности к обучению. Это связано с распространенным мифом о снижении с возрастом способности к запоминанию и воспроизведению учебной информации. Однако целым рядом ученых, исследователей убедительно теоретически и экспериментально доказано, что успешно обучаться человек может в любом возрасте.

Необходимо учитывать тот факт, что в разные периоды жизни на первый план выступают иные, чем в юности, типы внимания (как правило, постпроизвольное), различные виды и функции памяти, изменяется мотивация учебного процесса, необходимо тщательно подбирать методики и технологии обучения, которые эффективны в той или иной возрастной группе. Однако в целом взрослый человек всегда способен к выработке индивидуальных способов оптимальной работы с учебной информацией.

Социально-педагогические трудности возникают у определенной части взрослых обучающихся, у которых не сформированы личностно значимые целевые установки на необходимость для современного человека непрерывного профессионального образования.

Взрослый обучающийся, как правило, хочет знать: зачем ему изучать именно этот материал в процессе освоения программы ДПО. В отличие от ребенка, образовательные установки и учебная взрослого человека отличаются ярко выраженной избирательностью. Преподавателям системы ДПО, которые стремятся к эффективному андрогагическому взаимодействию со слушателями курсовой подготовки, необходимо учитывать следующие специфические характеристики контингента взрослых обучающихся.

Взрослого человека, как правило, сопровождает «боязнь неуспеха» в обучении, поэтому следует строить образовательный процесс в системе ДПО с ориентацией на достижения обучающихся; использовать вариативные контрольно-оценочные технологии.

Взрослый человек, как правило, довольно настороженно относится к тому, что он находится в позиции «того, кого учат».

Слушатель курсовой подготовки обладает определенным учебным, профессиональным опытом и считает, что способен сам оценить и выбрать необходимые ему формы, методы, технологии обучения. В большинстве случаев взрослый обучающийся предпочитает такую организацию образовательного процесса в системе ДПО, в которой другими людьми (членами учебной группы, преподавателями) будет востребован его жизненный опыт. Учебный процесс в ДПО необходимо осуществлять в атмосфере сотрудничества, партнерства, взаимопомощи и поддержки в системе «взрослый обучающийся – преподаватель – члены учебной группы».

Интересно
Взрослые обучающиеся системы ДПО, как правило, не склонны имитировать интерес и включенность в учебное занятие, если таковые отсутствуют. Довольно часто они стремятся публично выразить отказ от предлагаемой информации, свое несогласие (протест) преподавателю и аудитории в отношении предлагаемого учебного материала и методик преподавания. В определенной мере это связано с тем, что слушатель курсовой подготовки выступает в роли потребителя дополнительных профессионально-образовательных услуг (и часто за свой счет), и больше, чем кто-либо другой, заинтересован в качестве получаемого «профессионально-образовательного продукта», поэтому занимает позицию требовательного и критически настроенного взрослого обучающегося.

В процессе реализации андрагогического взаимодействия в системе «преподаватель ДПО – взрослый обучающийся» кроме особенностей потребностей в освоении программ ДПО необходимо учитывать значимость и специфику мотивов (от лат. movere – приводить в движение, толкать) обучения слушателей курсовой подготовки, поскольку мотивация к обучению в ДПО существенно влияет на качество освоения конкретной программы ДПО.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)