Физическое развитие детей

Под физическим развитием (ФР) понимается динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание органов и систем запрограммированы наследственными механизмами. Неблагоприятные факторы, особенно в раннем возрасте, могут нарушить последовательность этого процесса.

Закономерности физического развития детей. Процессы роста подчиняются определенным законам:

  1. замедление скорости роста с возрастом. Наибольшая активность процессов роста и увеличения массы тела приходится на ранний возраст. Чем старше ребенок, тем интенсивность роста меньше, за исключением пубертатного периода;
  2. неравномерность скорости роста. Преимущественное увеличение массы ребенка происходит в 1–4 года и 8–10 лет, роста – в 5–7 лет и 11–15 лет. Рост ребенка ускоряется ночью и летом. Темпы роста снижаются при чрезмерном или длительном влиянии неблагоприятных факторов;
  3. непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов. Во внутриутробном периоде жизни наблюдается преимущественный рост головы и мозга. После рождения изменяются пропорции тела: с возрастом наиболее увеличивается длина конечностей, средняя точка тела смещается от пупка к симфизу. Рост большинства органов происходит пропорционально, за исключением мозга, гениталий и лимфоидной ткани;
  4. половая специфичность роста. Девочки растут и развиваются быстрее, пубертатный период у них наступает на два года раньше, чем у мальчиков. Однако в конечном итоге мальчики имеют более высокие показатели
    роста.

Влияние факторов внешней среды на физическое развитие. Для роста плода важное значение имеет здоровье, полноценное питание и образ жизни матери, нормальная транспортная функция плаценты. Если плод испытывает гипоксию, нарушается внутриутробное развитие ребенка. Этому способствуют несбалансированное питание матери, ее болезни, алкоголь, никотин и углерода оксид, некоторые фармакологические препараты и химические агенты, наркотики, ионизирующая радиация.

После рождения на рост и развитие ребенка благотворно влияют рациональное вскармливание, адекватная физическая активность, достаточность сна, эмоциональный комфорт и доброжелательность окружения, оптимальная информационная нагрузка, отсутствие заболеваний.

Показатели физического развития, их оценка расчетным и центильным методами. Для зрелого доношенного ребенка при рождении характерны следующие средние показатели ФР: масса тела 3300 г для девочек и 3500 г для мальчиков, длина тела 45–53 см, окружность головы 32–38 см, груди – 33–35 см. Индивидуальные различия в величине массы тела могут быть значительными. Масса при рождении достаточная – от 2500 г до 4000 г, низкая – от 2500 г до 1500 г, очень низкая – от 1500 г до 1000 г, экстремально низкая – от 1000 г до 500 г, большая – от 4000 г до 4500 г,  чрезвычайно большая – более 4500 г.

Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели. Масса детей 1-го года жизни равна массе тела ребенка 6 месяцев (8200–8400 г) минус 800 г на каждый недостающий месяц или плюс 400 г на каждый последующий.

Масса детей после года равна массе ребенка в 5 лет (19 кг) минус 2 кг на каждый недостающий год либо плюс 3 кг на каждый последующий.

Длина тела до года увеличивается ежемесячно в I квартале на 3–3,5 см, во II – на 2,5 см, в III – на 1,5 см, в IV – на 1 см. Длина тела после года равна длине тела в 8 лет (130 см) минус 7 см за каждый недостающий год либо плюс 5 см за каждый превышающий год.

Основные показатели ФР можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц (прил. 4) и центильных графиков (соматограмм). Эти таблицы позволяют определить уровень и гармоничность ФР. В срединной зоне (25–75-е центили) располагаются средние показатели изучаемого признака. В зонах от 10-го до 25-го центиля и от 75-го до 90-го находятся величины, свидетельствующие о нижесреднем или вышесреднем ФР, а в зоне от 3-го до 10-го центиля и от 90-го до 97-го – показатели низкого или высокого развития. Величины, находящиеся в более крайних положениях, – это области очень низких и очень высоких показателей.

Для оценки показателей ФР необходимо:

  1. провести антропометрию;
  2. определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон. При этом определяют центральный коридор (два наиболее близких по расположению величин признака), используя таблицы, отдельно составленные для девочек и мальчиков;
  3. определить гармоничность ФР по табличной схеме оценки;
  4. сделать итоговую запись:дата измерения, возраст ребенка, результат измерения в сантиметрах и килограммах, а в скобках – номера центильных зон, дать заключение о ФР (среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое; гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное).

Пример. Девочка 9 месяцев. Длина тела – 71 см, масса – 9 кг. Используя таблицы в приложениях, определяем положение показателей длины и массы тела в центильной зоне. Длина тела соответствует зоне 25–75-го центиля, масса – зоне 25–75-го центиля. По схеме оценки ФР детей на пересечении найденных центилей массы и длины тела определяем уровень и гармоничность ФР. Заключение: ФР – среднее, гармоничное.

Для оценки темповых изменений показателей антропометрии в динамике используются центильные графики (соматограммы). Измерения ребенка проводятся в декретированные сроки: до 7 лет – один раз в полгода, старше 7 лет – ежегодно.

Если кривая графика проходит постоянно в одной центильной зоне, то это свидетельствует о стабильных темпах роста. При перемещении кривой графика в выше- или нижележащие зоны, говорят, соответственно, об ускоренных или замедленных темпах развития ребенка.

Биологическое развитие. Это фактически достигнутый индивидуальный уровень развития. Основными показателями биологического развития являются: сроки окостенения, погодовые прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень выраженности вторичных половых признаков. Для детей раннего возраста учитывают сроки зарастания швов и закрытия родничков черепа, психомоторное развитие. В организме подростка определяющими среди показателей биологической зрелости становятся степень выраженности вторичных половых признаков.

Становление пола происходит во внутриутробном периоде развития и после рождения ребенка. Нормальное развитие ребенка и его социально-психологическая адаптация возможны только в случае полного совпадения генетического, гонадного, соматического, социального и психологического пола. Соматический пол представляет собой своеобразие телосложения и пропорций тела (соотношение ширины плеч и таза, выраженность и распределение подкожной жировой клетчатки, мышечной массы и др.). Социальный пол – это определенная половая идентификация ребенка со стороны окружающих, психологический пол – отношение ребенка к самому себе как к человеку определенного пола. Важное значение в половой дифференцировке отводится правильному воспитанию и соответствующей ориентации в первую очередь со стороны родителей.

Последовательность появления вторичных половых признаков у мальчиков и девочек представлена в табл. 4.

Начало и продолжительность индивидуального полового развития широко варьирует в зависимости от пола, конституции, климато-географических и социально-экономических условий (табл. 5).

Методика исследования полового развития включает сбор сведений у родителей о половом созревании ребенка, других детей в семье (опережение, запаздывание), о течении предшествующих и настоящей беременностей, неблагоприятных факторах и заболеваниях матери, росте и развитии данного ребенка, наличии в прошлом заболеваний, оказавших влияние на его развитие. При осмотре выявляют отклонения физического развития, особенности телосложения, с помощью половой формулы отражают выраженность развития вторичных половых признаков. У мальчиков оценивают оволосение подмышечных впадин и лобка (Ах, Р), мутацию голоса (V), развитие оволосения лица (F), развитие кадыка (L); у девочек – оволосение под- мышечных впадин и лобка (Ах, Р), развитие молочной железы (Ма), возраст наступления mensis (Ме). Оценку полового развития проводят по стандартным таблицам полового созревания.

Более раннее достижение детьми биологического развития и завершения созревания называется акселерацией. Ускоренное возрастное развитие может быть гармоничным, когда антропометрические показатели и биологическая зрелость выше средних значений для данной возрастно-половой группы, и дисгармоничным при несоответствии длины тела половому созреванию. Ускоренное развитие требует особого внимания к проблемам здоровья (астенизация телосложения, избыточная масса тела, частые функциональные расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, развитие пубертатного зоба, нарушение роста и развития половых желез), рациональной трудовой деятельности, физической и психической нагрузкам, сексуально-этическому воспитанию ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)